1392 год в Иране объявлен годом Политического и Экономического Подвига. Такое высокопарное название отнюдь неслучайно. Иранцы день 14 июня 2013 года реально рассматривают как определяющий их будущее на фоне политических и экономических потрясений, что происходят на Ближнем Востоке. В этот день все граждане Ирана в 11-й раз будут избирать главу исполнительной власти — президента страны, а с ним органы местного самоуправления и членов Совета экспертов ИРИ.
Верховный лидер Исламской Республики Иран аятолла Али Хаменеи в своем выступлении в первый день иранского Нового года назвал выборы важнейшим политическим событием и подчеркнул, что именно народ определяет как свое будущее, так и будущее государства.
Обрисовав сложность ситуации, что сложилась в стране в связи с международными экономическими санкциями против Ирана, усилением психологического давления и попытками извне дестабилизировать положение, он призвал весь народ совершить, как он выразился, героический поступок на политическом поле — принять активное участие в выборах и отдать свой голос за наиболее достойного кандидата.
Предстоящие президентские выборы в Исламской Республике Иран приковали к себе пристальное внимание, как на Востоке, так и на Западе. Насколько изменится внешнеполитический курс Ирана с приходом новой президентской команды? Какую политику будет проводить Тегеран на фоне политических потрясений Большого Ближнего Востока, вызванных «арабской весной»? Как будет реагировать Тегеран на разжигаемое Вашингтоном и его союзниками суннитско-шиитское противостояние?
Но еще не пришло время получить ответы на эти и другие вопросы, зато уже сегодня можно с уверенностью сказать, что выборы будут проходить в условиях жесткой конкуренции. Запад собирается приложить максимум усилий, чтобы протащить своего кандидата, а Исламская Республика максимально заинтересована в сохранении своих ценностей и преемственности. Иран — это страна, где действует демократия по-восточному и есть все шансы ожидать, что выборы будут по-восточному демократичными.
Уже сейчас более 75 политиков, экономистов и представителей интеллигенции выставили свои кандидатуры на выборы. Среди них первая женщина-кандидат также подала заявку на регистрацию для участия в президентских выборах. По словам сорокашестилетней Разие Омидвар, ее целями являются улучшение общей ситуации в стране и служение обществу.
Но политическая система Ирана за 34 года своего существования выработала довольно надежный механизм отсеивания и не допустит к выборам кандидата, от действий которого она могла бы пострадать. Кто бы ни пришел к власти, новый президент будет вести практически такую же политику, что и команда Ахмадинежада, правда, со своими какими-то особенностями. При этом, каких либо радикальных перемен, как то изменение политики в отношении ядерной программы Ирана, в вопросах своей безопасности ожидать не следует. На повестке дня стоит один из главных вопросов — выход из тупика на переговорах по ядерной программе и ослабления, а лучше — частичной, а в перспективе и полной отмены режима санкций. А с этими проблемами связано скорейшее урегулирование отношений с западным миром и, возможно, начало переговоров с США.
Важным моментом внешнеполитической деятельности ИРИ, как ожидается, будет защита ее интересов на Ближнем и Среднем Востоке, поскольку здесь в последнее время наблюдается усиление негативного восприятия Ирана в свете инспирированного обострения суннитско-шиитских противоречий.
Тегерану предстоит отстаивать свою позицию в исламском мире, в котором он стал региональным лидером после военного разгрома Ирака и постараться разорвать изоляцию, вызванную целым рядом проблем, от навязанного ему статуса «возмутителя спокойствия до провокатора» гонки ядерных вооружений.
Характерное для Ирана попеременное доминирование во властных структурах представителей консервативной или более либеральной направленности (как демократы и республиканцы в ряде западных стран), придавало определенную стабильность всей политической системе власти в стране. В наиболее острые моменты вмешательство Верховного лидера уравновешивало ситуацию. Концентрирование всех институтов власти в руках одного политического течения — консерваторов — при доминировании радикальных элементов, наблюдавшееся после прихода к власти Махмуда Ахмадинежада в 2005 году, закончилось острым конфликтов интересов и противостоянием сил на президентских выборах в 2009 году, что и привело к появлению протестных настроений в обществе, активно подпитываемых Западом. Подавление «зеленого движения», разгром лагеря реформаторов внешне стабилизировали внутреннюю ситуацию, однако не смогли остановить развитие процесса размежевания сил, охватившего практически все слои и группы населения. Усилились процессы конфронтации между политическими элитами, институтами и партиями, что рельефно проявляется сегодня, в ходе разворачивающейся предвыборной кампании.
По инициативе Меджлиса еще летом 2012 года был поднят вопрос о внесении изменений в Закон о выборах президента ИРИ. В ходе многочисленных дискуссий при обсуждении проекта были внесены многочисленные поправки, однако не все из них были одобрены большинством и утверждены Наблюдательным советом. Не удалось внести изменения возрастного ценза, образовательного уровня и других требований к кандидату. Однако в новой редакции закон лишь несколько ограничил деятельность исполнительной власти по проведению выборов. Согласно новому документу, Министерство внутренних дел ИРИ, подотчетное правительству, всю деятельность по проведению выборов осуществляет под контролем Центральной исполнительной комиссии. В ее состав, помимо министра внутренних дел, министра информации (разведка) и генерального прокурора, включены представитель президиума Меджлиса и наиболее уважаемые религиозные, политические, общественные или культурные деятели (в составе семи человек). Эта комиссия будет утверждать результаты голосования и рассматривать жалобы.
Таким образом, законодательная власть и общественность страны оказались включенными в механизм контроля над выборами. Однако органом, который окончательно утверждает итоги голосования, остается Наблюдательный совет.
Этому институту отведена особая роль в выборной системе страны. Стоит напомнить, что система государственного устройства ИРИ сочетает в себе религиозные и демократические принципы. Хотя президентские выборы проходят раз в 4 года на альтернативной основе и главу исполнительной власти избирают прямым тайным голосованием, допустить кандидатов к выборам должен Наблюдательный совет.
В то же время, говоря об избирательной системе Ирана, нельзя не подчеркнуть ее демократическую составляющую — активное участие населения в предвыборных кампаниях. Практически на всех президентских выборах процент явки населения был достаточно высок, а в некоторые годы превышал 70%. В 2009 г. в голосовании участвовало 85% населения, имеющего право голоса. Даже на парламентских выборах 2012 г., когда оппозиционные режиму силы внутри и за пределами страны активно призывали к бойкоту выборов, население страны откликнулось на призывы руководства проявить патриотические чувства, прийти на избирательные участки, тем самым продемонстрировать свою поддержку режиму и дать решительный ответ внешним врагам республики. Явка на выборы тогда составила 64%.
Итак, вернемся к нашим выборам. В этом году официальная регистрация кандидатов проходила с 7 по 11 мая. Одновременно документы всех зарегистрированных лиц рассматривались в специальных комиссиях, сформированных министерством внутренних дел ИРИ.
Результаты этой проверки направлены в Наблюдательный совет, который в период с 12 по 16 мая подтвердит благонадежность и богобоязненность всех кандидатов, оценит их верность исламской революции и соответствие другим требованиям, предъявленным к кандидату согласно Закону о выборах президента.
Примечание:
Все кандидаты должны:
- — иметь иранское происхождение;
- — быть гражданами Ирана;
- — иметь организаторские способности;
- — иметь достойную биографию и набожность;
- — признавать основы Исламской Республики (признавать принцип Велаяте факих — верховенство ислама и Верховного лидера);
- — принадлежать к официальной религии страны.
Этот орган, по сути, может отклонить кандидатов, неугодных ему по политическим взглядам или иным причинам. В наиболее сложных случаях последнее слово остается за Верховным лидером.
22-23 мая МВД Ирана обнародует имена кандидатов в президенты. С 24 мая официально начнется предвыборная кампания, которая завершиться 12 июня. Выборы состоятся 14 июня.
До окончательного утверждения кандидатур невозможно делать какие-либо прогнозы даже относительно количества участников президентской гонки. Однако уже ясно, нынешние выборы отличаются большим количеством претендентов на президентское кресло. Причем среди кандидатов большинство — политики высшего ранга. Иранские СМИ утверждают, что в борьбу готовы вступить почти четыре десятка бывших министров, депутатов Меджлиса, руководителей государственных организаций. Многие из них уже образовали штабы, ведут пропагандистскую деятельность, совершают поездки по стране и проводят встречи с избирателями.
К сожалению, большинство претендентов вступают в борьбу не представив обоснованной программы действий, набросав лишь основные лозунги и определив общие задачи. Их выступления изобилуют критикой действий правительства, перечислением проблем и обещаниями исправить ситуацию в кратчайшие сроки. Все кандидаты большое внимание уделяют вопросам внешней политики и экономике. Существует понимание того, что в ближайший год надо будет найти пути достижения договоренностей по вопросам ядерной программы и стабилизировать экономическую ситуацию. Но каким путем? Ответ на этот вопрос пока не просматривается в заявлениях кандидатов. Поднимается и вопрос о переговорах с США. Однако большинство едины в том, что вступление в переговоры не должно быть самоцелью, а должно осуществляться в комплексе защиты национальных интересов по всем направлениям.
В этом году многие претенденты заявляют о готовности включить в состав правительства представителей различных сил, делая ставку на компетентность и профессионализм, а не на политические пристрастия. На обсуждении был вопрос о создании правительства «народного единства» или «коалиционного правительства». Как представляется, в условиях сильного внутреннего противостояния идея привлечения представителей широкого спектра политических сил в структуры исполнительной власти при условии поддержки ими основных идей и программ президента и полной слаженности сможет работать на консолидацию общества. Однако пока предвыборная борьба сводится лишь к обвинениям друг друга, разоблачениям, опровержениям, а не к разумной критике позиций противника.
Усиление процессов конфронтации в обществе в последние годы привели к тому, что в отличие от прошлых десятилетий, когда в ходе выборов позиции каждого из политических лагерей представляла достаточно сильная единая коалиция, на этот раз каждая из вышеупомянутых трех конкурирующих между собой сил представлена несколькими коалициями и множеством кандидатов. Но при этом следует все таки учитывать, что все кандидаты в президенты, как впрочем, и все более-менее известные и авторитетные политики, делятся на:
- — либералов-реформаторов;
- — консерваторов-прагматиков и;
- — правых радикалов.
Каждая группа имеет еще три категории:
- — правые;
- — левые;
- — центристы (умеренные);
Иранское информационное агентство Fars News (FNA) опубликовало интервью с министром внутренних дел Ирана Мостафою Мохаммадом Наджаром, в котором он прокомментировал некоторые особенности предстоящих президентских выборов и выборов в муниципальные органы ИРИ. В частности он сказал, что министерством внутренних дел приняты все необходимые меры для внедрения электронных средств голосования, добавив при этом, что президентские выборы 2013 года будут полностью компьютеризированы.
Он также сообщил, что создано 92 избирательных участка и 70 000 филиалов по всей стране. По словам министра, общее количество избирательных участков увеличилось на 20 000, по сравнению с президентскими выборами 2009 года, добавив, что уже около миллиона человек числиться в списках кандидатов на выборы в муниципальные органы, регистрация которых началась 15 апреля. Он добавил, что нынешние выборы пройдут под лозунгами «Исполнение законов» и «Доверие и справедливость».
Напомним также, что 19 марта начала свою работу Центральная избирательная комиссия и приступила к осуществлению комплекса мероприятий по подготовке и проведению предстоящих президентских выборов.
Заместитель министра внутренних дел по вопросам безопасности и деятельности Сил охраны правопорядка (полиция) Али Абдоллахи в интервью агентству IRIB добавил, что в настоящее время полиция внимательно отслеживает ситуацию по подготовке к выборам в провинциях и крупных городах Ирана. «Ситуация спокойная и нет причин для беспокойства», — добавил он.
Уже сейчас более 75 политиков, экономистов и представителей интеллигенции выставили свои кандидатуры на выборы www.isna.ir/ |
Итак, рассмотрим предварительный расклад политических сил: лагерь консервативных сил представлен двумя основными коалициями — «2+1» и «группа 5».
Первое объединение, которое в последние дни стали называть «Коалиция прогресса», представляют три кандидата:
Али Акбар Велаяти — советник духовного лидера, генеральный секретарь международной ассамблеи «Исламское пробуждение» и бывший министр иностранных дел.
Голам Али Ходад Адель — депутат меджлиса, директор Академии персидского языка и литературы, спикер Меджлиса 7-созыва, известный политик-практик.
Мохаммад Багер Калибаф — мэр Тегерана, бывший командующий силами правопорядка. Он известен как сильный политик-практик, способный реально изменить ситуацию в стране.
Три кандидата подчеркивают верность правящему режиму, Исламской Республике, принципам консерватизма, но представляют различные течения консервативного лагеря: умеренных, более радикальных и прагматиков–технократов. Очевидно, целью этого объединения, члены которого позиционируют себя как команда, хотя далеки друг от друга по своим устремлениям, стало желание привлечь различные слои электората, чтобы составить достойную конкуренцию представителю проправительственного лагеря. В то же время в формировании этого союза «трех», из которых лишь один, избранный сторонниками этой коалиции путем соцопросов и договоренностей, пойдет на выборы, а остальные двое смогут в случае победы занять должности в правительстве, можно увидеть готовность использовать профессионалов — представителей различных политических взглядов во имя интересов прогресса страны.
Вторая коалиция консерваторов представляет интересы умеренных или традиционалистов, опирающихся на одно из старейших политических объединений — «Фронт сторонников линии имама и духовного лидера», в который входят 16 партий и организаций. Социальная опора Фронта — представители частного бизнеса, особенно в сфере финансов и торговли, духовенство, традиционные городские слои.
Основная задача этого объединения на выборах — вернуть власть в руки умеренных консерваторов и прагматиков, не допустив избрания сторонников нынешнего правительства.
Эта коалиция, называющая себя «Коалицией большинства» консерваторов, выдвигает:
Манучехр Моттаки — депутат парламента, бывший министр иностранных дел.
Мостафа Пурмохаммади — руководитель Контрольной организации страны, бывший министр внутренних дел и член религиозной организации «Общество борющегося духовенства».
Мохаммад Реза Бахонар — заместитель спикера Меджлиса 8-го и 9-го созывов.
Мохаммад Хасан Абутарабифард — заместитель спикера Меджлиса, член «Общества борющегося духовенства».
Яхья Аль Асхаг — министр торговли в правительстве Али Акбара Хашеми-Рафсанджани.
Ожидается, что к моменту подачи документов, из этих пяти политиков будет определен лишь один претендент на президентское кресло.
Отдельно от выше упомянутых коалиций выступает участник прошлой выборной кампании, секретарь Совета по целесообразности, бывший командующий Корпусом стражей исламской революции Мохсен Резаи, представляющий «Фронт стойкости» (Истадеги), созданный накануне парламентских выборов 2012 года. В его составе 11 организаций, в основном недавно созданных и не отличающихся четко выраженными идейными позициями и опытом политической деятельности. Среди них — «Партия развития и справедливости», «Фронт сторонников валаят-е факих», «Общество молодых созидателей», женское общество «Зейнат», «Общество молодежи исламской революции».
Мохсен Резаи выражает интересы еще одного течения консервативного спектра, называемого в Иране консерваторы-реформаторы. Его основная опора — государственные служащие среднего и низшего звена. Оценивая невысокие результаты М.Резаи в предыдущей выборной кампании, аналитики отмечают, что он стал победителем предвыборных дебатов, поскольку лишь один представил продуманную программу и четко отвечал на вопросы оппонента. Наличие экономической составляющей с идеей регионализации иранской экономики и программой интенсификации сельскохозяйственного производства отличает этого кандидата от других и в ходе этой кампании.
Обращает на себя внимание тот факт, что в ходе настоящей кампании еще не выразили своей позиции «Общество борющегося духовенства» и «Общество преподавателей Кумского теологического центра», традиционно выступавшие в качестве лидеров консервативных сил в ходе предыдущих выборных кампаний. Не делая пока заявлений о поддержке тех или иных кандидатов, они прилагают усилия в плане сокращения общего количества претендентов и пытаются договориться с двумя основными коалициями о выдвижении ими единого кандидата после регистрации документов.
Не определены до конца кандидаты и проправительственных сил. В этом лагере просматриваются два течения. Первое представляют ближайшие сторонники президента в аппарате правительства и местных органах исполнительной власти. Так, выдвинули свои кандидатуры:
— Али Никзад — министр дорог и городского строительства;
— Рухолла Ахмадзаде Кермани — руководитель организации культурного наследия и туризма;
— Али Акбар Салехи — министр иностранных дел;
— Голам Хоссейн Эльхам — спикер правительства;
— Мохаммад Реза Рахими — первый вице-президент .
Однако не снят с повестки дня вопрос о выдвижении такой одиозной фигуры как Рахим Машаи — родственник и ближайший друг М.Ахмадинежада, работающий сейчас в качестве исполнительного секретаря Организации неприсоединившихся государств. Хотя большинство аналитиков сходятся во мнении, что его кандидатуру не утвердит Наблюдательный совет из-за его неоднозначных высказываний, в окружении президента большинство предрекают ему победу на выборах.
К лагерю проправительственных сил относят и «Фронт верности исламской революции», также оформившийся накануне парламентских выборов 2012 года, духовным лидером которого признан аятолла Месбах Язди. Это объединение пока еще не сделало заявлений о поддержке того или иного кандидата.
Третьим центром, готовящимся принять участие в выборах, стали реформаторы. После событий 2009 г. — это их первый выход на публику. В парламентских выборах они не принимали участия как организованная сила. Однако изменение ситуации внутри общества за последний год, переоценка роли части реформаторского лагеря в событиях прошлых президентских выборов, позиция самих реформаторов по поддержке устоев исламского режима создали возможность для их возвращения в политическую жизнь. Их приход приветствуют и многие консерваторы. Они понимают необходимость задействовать электорат реформаторов и видят в них силу, противостоящую проправительственному лагерю. Уже несколько представителей умеренных реформаторов заявили об участии в выборах:
— Мохаммад Реза Ареф — вице-президент в правительстве М.Хатами;
— Мохаммад Шариатмадари — министр торговли;
— Мостафа Кавакбийан — генеральный секретарь партии «Демократия». Однако эти фигуры не смогут получить поддержку всех реформаторских сил и составить сильную конкуренцию другим кандидатам.
Среди сторонников либералов нарастает движение в поддержку Мохаммад Хатами, который пока не выражает желания вновь пойти на выборы. Однако сформирован штаб, который проводит сбор голосов за его выдвижение и не теряет надежды уговорить бывшего президента пойти на выборы в качестве кандидата в президенты.
Верховный лидер Ирана Хаменеи (справа) благословил Али Акбара Хашеми-Рафсанджани на участие в президентских выборах |
Объявил об участии в выборах близкий к реформаторским кругам Хасан Роухани, возглавлявший Высший совет национальной безопасности в период президентства М.Хатами, известный как ведущий переговорщик с Западом по ядерной программе. Х.Роухани позиционирует себя как независимый кандидат, тем не мене он может получить поддержку как реформаторского электората, так и части консерваторов. Кандидатуру Х. Роухани поддерживает сильнейшая фигура иранского политического Олимпа — Али Акбар Хашеми-Рафсанджани, хотя не смолкают разговоры и о его возможном участии в выборах. Его имя как кандидата недавно появилось на лидирующем месте в правительственной газете Ирана. Как представляется, при нынешней международной ситуации вокруг Ирана и большом объеме внутренних проблем Рафсанджани, обладающий большим опытом политического маневрирования и ведения «закулисной дипломатии», сохраняющий в последние годы «надфракционную» позицию, мог бы быть удачным выбором для иранского народа. Однако, он стар, но некоторые аналитики полагают, что он примет участие в выборах и затем откажется в пользу своего ставленника.
Много споров и разговоров вызывает кандидатура Джалили — главного переговорщика по ядерной программе. Он жесткий переговорщик, бескомпромиссный, пользующийся большим авторитетом защитник интересов Ирана. Его несговорчивость и нежелание идти на компромисс ведет Иран к конфронтации. Вряд ли он станет президентом. Это будет худший вариант, хуже Ахмадинежада. Джалили чувствует силу, на переговорах он не блефует, но ведет страну к конфронтации с Западом.
В то время как в ближайшем окружении кандидатов и в политических кругах царит оживление, отмечается достаточно низкий в сравнении с прошлыми периодами уровень политической активности населения. Каждодневные бытовые проблемы отвлекают от слежения за президентской гонкой. Большое количество кандидатов осложняет выбор, тем более, что их соперничество не отражает борьбу идей, а демонстрирует лишь раздробленность политической элиты, ее внутренние противоречия и амбиции. Возможно, избиратели осознают, что главные соперники еще не определены и пока еще несколько рано думать о выборе.
Возвращение умеренных реформаторов на политическую арену при условии проведения «здоровых» выборов сможет консолидировать общество, поднять политическую активность населения и будет способствовать восстановлению баланса сил. Рассмотренные выше особенности внутриполитической ситуации страны определяют специфику нынешней выборной кампании. В этом году можно говорить об участии представителей трех сил: консерваторов, умеренных реформаторов и сторонников правительства — «доулатиха». Последних иногда относят к радикалам. Однако попытки ранжировать политические силы исходя из их идеологических взглядов в условиях иранской действительности достаточно сложная задача. У большинства из них отсутствуют четко сформулированные программы действий. Их позиции часто корректируются в зависимости от ситуации и тактических целей. Поскольку большинство организаций не ведут постоянную деятельность, а активизируются только в период выборных кампаний и объединяются в предвыборные коалиции вокруг известных политических фигур, то оценить их взгляды возможно лишь отслеживая реакцию лидеров на те или иные события. Причем радикальные лозунги в сфере внешней политики или морали могут соседствовать с достаточно либеральными взглядами на экономические проблемы и наоборот.
Предполагается, что ситуация в Иране и вокруг него изменится после сентября, не ранее, до сентября ничего не будет. Войны и обострения конфликта никто не хочет: ни Иран, ни Запад.
Новый президент будет продолжать политику в сфере развития ядерной программы, политику по отношению к Израилю, иначе он не победит на выборах. Но готовность идти на компромисс выведет Иран из кризиса. США пойдут на переговоры с таким президентом. И США и Запад устали от жесткого противостояния, более того, международным корпорациям это противостояние несет значительные убытки.
Если Вашингтон услышит другую тональность, Иран выйдет из кризиса и очень быстро.
Как итог, можно сказать, что прозападный кандидат не пройдёт. Жесткий радикал тоже не пройдет. Вероятнее всего победит умеренный прагматик.
Время покажет.
Наша следующая публикация выйдет после объявления кандидатов.