20 мая 2013

Крым 94. Часть 10 «Как вводился контроль неподконтрольной ситуации»

Часть 9 «В августе девяносто четвертого»

Часть 8. «Раскол»

Часть 7 «Сепаратисты начинают и… проигрывают»

Часть 6 «На пике общефлотского психоза»

Часть 5. «В шаге от войны...»

Часть 4. «Севастополь – Крым – Россия»

Часть 3. Как делился Черноморский флот «по-братски»

Часть 2. Черноморский флот на весах политического торга

Часть 1. Черноморский флот Российской Федерации и национальная безопасность Украины

«...Большинство депутатов крымского парламента и далее настаивали на проведении расследования антиконституционных действий Ю. Мешкова в период 11–13 сентября 1994 года. В свою очередь, «президент» Крыма категорически возражал против этого и отказывался отправлять в отставку свое правительство во главе с Е. Сабуровым. При этом, в целях сохранения власти в своих руках, он предлагал создать так называемой «техническое правительство» из представителей внепартийных специалистов, которых не нужно было утверждать Верховным Советом Крыма. За счет этого Ю. Мешков пытался задержать назначение постоянного правительства как минимум до весны следующего года».

Так закончилась предыдущая 9 часть материалов «Крым 94»

Часть 10.  «Как вводился контроль неподконтрольной ситуации»

Политические баталии между различными ветвями крымской власти никак не сказывались на антиукраинских силах полуострова, упорно пытавшихся вернуть Крым и Севастополь в подчинение России. На фоне набивших оскомину стенаний командующего ЧФ Э.Балтина о «недопустимости раздела ЧФ», (что, по утверждению Москвы, было бы равнозначно его уничтожению), российская сторона создавала вполне действенные рычаги для достижения своих интересов, в частности, вовлекая в орбиту своего влияния молодое население полуострова.

Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова
В Севастополе организовывается инициативная группа по созданию военно-морского лицея ВМФ России на базе бывшего Черноморского высшего военно-морского училища им. Нахимова.
http://new-sebastopol.com/

Так, с этой целью в Севастополе организовывается инициативная группа по созданию военно-морского лицея ВМФ России на базе бывшего Черноморского высшего военно-морского училища им. Нахимова.

Пророссийские силы Севастополя предлагали подчинить лицей министерствам обороны и образования Российской Федерации. А шефство над этим учебным учреждением планировалось передать командованию Черноморского флота России. Лицеистов же предполагалось набирать из числа учеников, окончивших четыре класса общеобразовательной школы Украины.

До воплощения в жизнь этой идеи в военные и гражданские учебные заведения России было принято уже около 600 детей из семей военнослужащих Черноморского флота. Перед министерством обороны Российской Федерации об этом ходатайствовали координационный совет ЧФ, а также Русскаяобщина Севастополя. Со временем всем этим учащимся было предоставлено российское гражданство.

* * *

24 сентября в Севастополе прошли переговоры между делегацией Верховного совета Крыма и «президентом» автономии Ю. Мешковым. Успеха они не имели. Депутаты настаивали на отмене указов «президента» о роспуске органов исполнительной власти, а также о роспуске правительства полуострова. А Ю. Мешков же требовал от Верховного совета АРК отменить ограничивающие его полномочия парламентские поправки к закону «О президенте Республики Крым».

Накануне переговоров практически во всех городах и районах Крыма состоялись внеочередные сессии местных советов, в ходе которых прозвучала глубокая обеспокоенность по поводу политических событий в АРК. При этом большинство депутатов осуждали действия Ю. Мешкова, а также высказывали недоверие главе исполнительной власти Крыма и правительству автономии. Против Ю. Мешкова выступила и его родная Республиканская партия Крыма, поставив на повестку дня вопрос об исключении его из своих рядов. В частности, судакское отделение РПК, до этого наиболее активно поддерживавшее Ю. Мешкова, в своем заявлении обвинило его в отходе от своей предвыборной программы и нарушении конституции Крыма. Заявление также включало требования об отставке Ю. Мешкова и ликвидации института президентства в Крыму.

Такое развитие событий подрывало доверие населения Крыма к обеим ветвям крымской власти, противостояние между которыми принимало все более уродливые формы.

* * *

Такого же мнения придерживалось и командование Черноморского флота. Его не удовлетворяла «пассивная позиция» России по крымским событиям. Тем более что российские адмиралы отнюдь не желали мириться со сложившейся ситуацией и продолжали демонстрировать силу на Крымском полуострове в виде «мероприятий боевой подготовки флота».

Так, разворачивались тактические учения разнородных сил ЧФ, в ходе которых отрабатывались оборонительные вопросы по отражению нападения противника. К учениям привлекались десантные и ракетные корабли, штурмовая авиация, части морской пехоты, а также береговые войска Черноморского флота. Для достижения наибольшего политического эффекта на крымских полигонах проводились практические ракетные стрельбы и бомбометание. Кстати, военнослужащие Черноморского флота умышленно настраивались против Украины и ее Вооруженных Сил.

В частности, с провокационной целью командование ЧФ приказало личному составу срочной службы флота передвигаться по территории Севастопольского гарнизона только в составе групп, объясняя это «необходимостью иметь возможность дать отпор неправомерным действиям патрулей ВМС Украины».

* * *

28 сентября 1994 года, не дождавшись от Ю. Мешкова уступок, парламент Крыма еще раз попытался взять под полный контроль ситуацию в Крыму. Большинством голосов Верховного совета АРК был принят закон РК «О правительстве Крыма», лишавший Ю. Мешкова права формировать кабинет министров автономии. Ю. Мешков расценил это решение как «финал антиконституционного переворота в Крыму».

На этом фоне лидер крымских коммунистов Л. Грач выступил за безусловное возвращение Крыма в правовое поле Украины в установленные Верховным Советом Украины сроки: до 1 ноября 1994 года.

* * *

Все это не могло не привлечь к себе внимание командования Черноморского флота. 30 сентября в Севастополе состоялась встреча военнослужащих ЧФ и активистов местных пророссийских организаций с депутатами Верховного совета Крыма — офицерами Черноморского флота, во время которой лидеры фракций крымского парламента были обвинены в совершении государственного переворота в АРК.

Кстати, вопреки всем заявлениям о «значении Черноморского флота для защиты национальных интересов России», руководство Российской Федерации осуществляло процесс перманентного сокращения ЧФ. Так, в соответствии с директивой ГК ВМФ РФ, до конца 1994 года планировалось сократить 30-й отдельный разведывательный авиационный полк, а также части обеспечения на аэродроме Веселое. Радионавигационное оборудование, автомобильная техника и другое имущество (как всегда, без согласования с Украиной) переправлялись на подконтрольные ЧФ аэродромы Кача и Октябрьское.

В Донузлаве для переброски в Качу подготавливались самолеты Бе-12
В Донузлаве для переброски в Качу подготавливались самолеты Бе-12
http://www.be-12.info/

Одновременно, за счет сокращаемых частей Черноморского флота, в Каче формировалась дивизия разнородных сил ВВС ЧФ. З этой целью в Донузлаве для переброски в Качу подготавливались самолеты Бе-12, а также вертолеты Ка-25 и Ка-27.

* * *

Впрочем, что бы ни казалось командованию ЧФ, а политические силы России помнили о Крыме и Севастополе. Так, и депутаты Государственной думы Российской Федерации, и представители ультраправых организаций России приняли участие в акциях пророссийских сил Севастополя, посвященных годовщине событий в Москве 3–4 октября 1993 года.

* * *

А вот борьба за власть в Крыму продолжалась с неослабевающей остротой. 5 октября 1994 года парламент АРК принял очередные поправки и дополнения к конституции Крымской автономии, в соответствии с которыми вся исполнительная власть на полуострове переходила к правительству Крыма. При этом право подавать кандидатуру премьер-министра на утверждение Верховным советом АРК переходило от «президента» к председателю парламента полуострова. Парламент же получил и право двумя третями депутатских голосов снимать с должности «президента» Крыма.

6 октября премьер-министром АРК был избран министр государственных предприятий А. Франчук
6 октября премьер-министром АРК был избран А. Франчук
http://investigator.org.ua/

В соответствии с появившимися такими процедурами 6 октября премьер-министром АРК был избран министр государственных предприятий А. Франчук. И в Крыму образовались два «законных» правительства, поскольку Ю. Мешков отказывался подчиняться требованиям крымского парламента об отставке его кабинета министров.

В сложившейся ситуации за возвращение парламентской системы власти в Крыму выступали председатель ВС С. Цеков, лидер крымских коммунистов Л. Грач, а также аграрная, крымско-татарская и ряд других фракций парламента АРК. В свою очередь, на сохранении института президентства в автономии настаивала фракция «Русское Единство».

Со своими оценками сложившейся ситуации в Крыму продолжал выступать Севастопольский горком коммунистической партии Украины. Так, по мнению севастопольских коммунистов, Ю. Мешкова, пытавшегося совершить государственный переворот в АРК, необходимо немедленно отстранить от власти, а институт президентства ликвидировать как таковой. Кроме того, коммунисты требовали досрочных выборов Верховного совета Крыма, утверждая, что его депутаты несут персональную ответственность за политический кризис на полуострове.

* * *

В этих условиях, пытаясь привлечь на свою сторону руководство Украины, Верховный совет Крыма активно демонстрирует готовность к компромиссу в вопросе статуса полуострова. Так, на фоне острого противостояния с президентской властью АРК, депутаты крымского парламента для переговоров с Верховным Советом Украины сформировали делегацию из 13 человек во главе с С. Цековым.

* * *

В ответ на решения парламента Ю. Мешков попытался использовать оставшиеся у него рычаги исполнительной власти для того, чтобы отстоять свои позиции. Так, 6 октября 1994 года правовое управление администрации «президента» АРК выступило с обращением к гражданам автономии, обвиняя парламент в попытке ликвидировать «институт президентства Крыма». При этом действия депутатов классифицировались как «антиконституционные» и такие, что «ставят под угрозу само существование государственности Республики Крым».

В этот же день Ю. Мешков выступил перед депутатами крымского парламента, обвинив Верховный совет Крыма в «завершении конституционного переворота и узурпации власти». Исходя из этого, «президент» Крыма сообщил, что намерен обратиться за поддержкой к населению полуострова, а также к руководству Украины с просьбой повлиять на политическую ситуацию в АРК. По его словам, с конституционным кризисом на полуострове может справиться только Верховный Совет Украины. При этом Ю. Мешков назвал «политической ошибкой» возобновление действия конституции Крыма от 6 мая 1992 года, потому что это привело к нарушению крымским парламентом правового пространства Украины.

Одновременно активизировалось и севастопольское отделение Всекрымского движения избирателей, традиционно выступавшее на стороне Ю. Мешкова. В частности, активисты движения инициировали массовые акции в поддержку «президента» Крыма.

* * *

На фоне политического хаоса в Крыму пророссийские организации Севастополя пытались дискредитировать Вооруженные Силы и Национальную гвардию Украины, обвиняя, в частности, украинские патрули в «хулиганских действиях» по отношению к военнослужащим Черноморского флота и жителям города.

Правда, большинство этих организаций уже теряли свой авторитет из-за постоянных финансовых скандалов в их руководстве. Спасать этот авторитет прибыл руководитель группы консультантов по международным вопросам Совета Федерации России А. Шатохин. Он встретился с руководителями пророссийских движений города и призвал их активизировать совместные действия по реализации официальной установки Москвы о предоставлении Севастополю российского правового статуса, а также для его сохранения как главной базы ЧФ РФ.

На встрече с военнослужащими Черноморского флота А. Шатохин уделил особое внимание «проблемам славянского мира» и «российского единства». Он обвинил руководство бывшего СССР в «предательстве народных интересов», а также назвал горбачевскую перестройку «успешно проведенной операцией против Советского Союза, которая спасла США от надвигающейся на них экономической, политической и экологической катастрофы».

* * *

16 октября Верховный совет Крыма утвердил предложенный А. Франчуком состав правительства. По мнению большинства крымских политиков, это открывало путь к стабилизации обстановки на полуострове.

Иных взглядов придерживался лидер коммунистической партии Крыма Л. Грач, обвинявший новое правительство АРК в неспособности провести эффективные экономические реформы.

http://igpi.ru/monitoring/ukraine/krym/

А пророссийские силы Крыма активно поддерживали курс на отделение полуострова от Украины. В частности, по словам лидера Российского блока АРК С. Шувайникова, его партия боролась за выход полуострова из состава Украины, и если Верховный Совет Украины «лишит Крым государственности», то процесс возобновления «российского статуса» АРК неизбежно перейдет в вооруженную стадию.

* * *

17 октября 1994 года на Черноморский флот прибыла очередная делегация Государственной думы России. В ходе встреч с командованием ЧФ обсуждались вопросы сохранения в Севастополе главной базы флота и его текущие проблемы. По результатам своей работы депутаты подготовили доклад о ситуации в Крыму, а также о состояния вооружения, материально-технического обеспечения и финансирования флота. Эти материалы были вынесены на рассмотрение Государственной думой РФ. Акцентировалось внимание на безусловной необходимости возвращения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации.

Впрочем, амбиции российской стороны касались не только Крыма и Севастополя, но и всего Черноморского региона. В частности, командование Черноморского флота выражало крайнее недовольство планами подготовки в Черном море международных военных учений «Черноморская гармония», которые инициировали США. По согласованию с руководством РФ, командование Черноморского флота намеренно проигнорировало приглашение американской стороны принять участие в подготовительных мероприятиях к этим учениям, которые проводились штабом 6-го флота ВМС США в итальянском городе Гаета. При этом командование ЧФ высказывалось, что активная деятельность ВМС США в акватории Черного моря не отвечает российским интересам и может положить конец «превосходству Черноморского флота в регионе».

* * *

Тем временем политическое противостояние в Крыму приобретало все более абсурдные формы, иногда напоминая банальную склоку в коммуналке. Так, заместитель председателя Верховного совета Крыма О. Мельников строил интриги против Ю. Мешкова, что вызывало резко негативную реакцию сторонников «президента» в севастопольском отделении РПК/РДК. В частности, они начали сбор подписей с требованием лишить О.Мельникова депутатского мандата.

Против Верховного совета Крыма активно выступал и Координационный совет всекрымского движения избирателей за Республику Крым (ВДИРК), призывавший провести референдум по вопросу лишения полномочий парламента АРК, а также отмены всех принятых им решений по исполнительной власти. При этом в севастопольском отделении ВДИРК началась перерегистрация членов организации с целью выявить и исключить сторонников Ю. Мешкова.

Помимо всего прочего политическое противостояние в АРК привело и к распаду Республиканской партии Крыма. Она разделилась на две фракции. Одна поддерживала «президента» Крыма, а другая — парламент АРК.

* * *

25 октября ситуация в Крыму и на Черноморском флоте рассматривалась на заседании комитета Государственной думы России по вопросам геополитики. На заседание были приглашены представители командования ЧФ. Их заверили, что руководство Российской Федерации поддерживает Черноморский флот, который необходимо сохранить в Севастополе при любых условиях.

* * *

Несмотря на все усилия пророссийских сил Крыма, пытающихся воспрепятствовать возвращению АРК в украинское политическое поле, 27 октября 1994 года крымский парламент приступил к рассмотрению вопроса о приведении конституции автономной республики в соответствие с законодательством Украины. В первую очередь это касалось положений о статусе АРК, а также вопроса двойного гражданства жителей автономии.

Как и предполагалось, против этого выступили фракции крымского парламента «Русское Единство» и «Крым». Они настаивали на полной независимости Крыма от Украины.

* * *

В тот момент «президент» Крыма и его окружение занимали выжидательную позицию, внимательно при этом отслеживая действия парламента автономии. Исходя из решений Верховного совета АРК, предполагалось выстроить дальнейшую стратегию по сохранению президентской власти в Крыму. Так, в случае принятия парламентом решения о приведении законодательства Крыма в соответствие с Конституцией Украины, Ю. Мешков мог бы обвинить Верховный совет автономии в развале «крымско-российской» идеи, вокруг которой и консолидировались верные ему пророссийские силы.

Действия Ю. Мешкова достаточно широко поддерживались его сторонниками. В частности, в Симферополе и Севастополе набирала обороты инициатива по сбору подписей под требованием провести референдум о досрочном прекращении полномочий Верховного совета АРК, а также об отмене «антипрезидентских актов» от 7 и 29 сентября 1994 года. При этом учитывалось, что в случае падения рейтинга действующего парламента резко повышались шансы сторонников Ю. Мешкова быть избранными в ВС АРК во время возможных досрочных выборов.

* * *

Эти обстоятельства учитывались и руководством Верховного совета Крыма. Оно пыталось лавировать между лояльностью к Украине и приверженностью «российской идее» Крымского полуострова. Так, 31 октября 1994 года на рассмотрение крымского парламента был вынесен совершенно иной, чем об этом оглашалось ранее, законопроект по приведению законодательства АРК в соответствие с Конституцией Украины. В частности, из него был изъят термин «автономия», а высшая юридическая сила на территории полуострова закреплялась за конституцией Крыма. При этом Конституция Украины даже не упоминалась.

Комментируя ситуацию, председатель Верховного совета Крыма С. Цеков заявил, что крымский парламент никогда не выполнит требование руководства Украины о роспуске и не прекратит свою работу. Он также не исключал референдума о независимости Крыма, что, по его словам, требовало большинство депутатов.

Одновременно в адрес Государственной думы России группа депутатов Верховного совета Крыма и депутатов Севастопольского горсовета направила письмо с предложением принять закон о закреплении «российского федерального статуса Севастополя» в Конституции Российской Федерации.

* * *

Помимо центральной власти Российской Федерации, активное участие в поддержке Черноморского флота России принимали также неправительственные спонсорские организации. В частности, за счет шефских средств из Краснодарского края был проведен доковый ремонт разведывательного корабля «М. Рудницкий».

Но, несмотря на такую помощь, моральное состояние военнослужащих ЧФ стремительно ухудшалось. Так, по данным социологических исследований, среди военнослужащих Черноморского флота (в категории офицер-мичман до 30 лет), 10 % — признавали, что служба не является главным источником их доходов, а 7 % — нашли постоянную работу в коммерческих структурах, где они работали в свободное от службы время.

* * *

Впрочем, при складывающейся на тот момент в Крыму ситуации руководство крымского парламента все еще избегало открытой конфронтации с Украиной. 4 ноября 1994 года на заседании Верховного совета АРК было рассмотрено 9 вариантов согласительного законопроекта по конституции Крыма. Спикер парламента С. Цеков призвал депутатов принять тот проект закона, который был согласован с Украиной. Однако большинство депутатов отказалось его поддержать, пообещав бороться за полную автономию Крыма.

В этот момент, провоцируя напряженность в Севастополе, пресс-центр Черноморского флота выступил с заявлением, обвинив органы военной контрразведки СБУ во враждебных действиях по отношению к военнослужащим ЧФ.

* * *

Пытаясь «играть на две стороны», депутаты крымского парламента затягивали с принятием решения о приведении конституции Крыма в соответствие с законодательством Украины. 5 ноября этот вопрос в очередной раз обсуждался на заседании Верховного совета АРК, однако опять безрезультатно. При этом большинство депутатов призывало отменить мораторий на проведение общекрымского референдума по вопросу статуса Крымского полуострова. Как водится, поступило предложение обратиться за помощью к Государственной думе и Совету Федерации России.

Для отвода глаз было решено создать согласительную комиссию с Верховным Советом Украины. Фракция крымских татар в этом фарсе участвовать отказалась.

* * *

http://igpi.ru/monitoring/ukraine/krym/

Очередным поводом для разгула антиукраинской вакханалии в Крыму стало празднование 77-ой годовщины коммунистического переворота 1917 года. 6 октября 1994 года на севастопольской площади им. Нахимова состоялся митинг РПК/РДК, посвященный жертвам гражданской войны в России. Трудно сказать почему, но участники митинга вдруг осудили М. Горбачева за развал СССР, а Б. Ельцина — за «нерешительность в решении проблем Черноморского флота и русскоязычного населения Крыма». Особое внимание было уделено предстоящему, запланированному на 15 ноября 1994 года обсуждению в Государственной думе РФ вопроса статуса Севастополя. 7 ноября там же, на площади им. Нахимова провели свой митинг коммунисты и социалисты. В своих выступлениях представители этих партий подвергли критике программу реформ, предложенных Президентом Украины Л. Кучмой, а также призвали реставрировать социализм и СССР. При этом коммунисты и социалисты обвинили РПК/РДК в разжигании антикоммунистической истерии в Крыму, что стало еще одним проявлением глубокого раскола в среде пророссийских сил полуострова.

Митинговали в Севастополе и активисты «Российского патриотического вече». На митинге его глава Г. Круглов рассказал о своей поездке в Москву, где он встречался с представителями российских националистических сил, в том числе А. Руцким, С. Бабуриным и В. Жириновским. На митинге была принята резолюция, требующая от Президента РФ Б. Ельцина допустить РПВ к переговорам по Черноморскому флоту, а также к выработке конкретных мероприятий по переходу Севастополя под юрисдикцию России.

* * *

В частности, одним из способов достижения указанной цели должно было стать массовое получение севастопольцами гражданства Российской Федерации, что предполагалось использовать в качестве обоснования необходимости признания Государственной думой РФ «российского статуса» города. С этой целью Российская община Севастополя, при поддержке командования Черноморского флота, проводила активную работу по оформлению российских паспортов жителям Севастополя. Ожидалось прибытие из России в Севастополь консульской группы, которая должна была подтвердить российское гражданство севастопольцев.

Впрочем, этот процесс не сказывался на сокращении флота. Так, на ЧФ продолжалось переназначение офицерского состава в связи с ликвидацией ряда флотских штатных структур. Части офицеров предлагалось продолжить службу на Северном и Тихоокеанском флотах. Отказавшихся выводили за штат сроком на три месяца, после чего увольняли в запас «по сокращению штатов». Естественно, это не могло не подрывать престиж флотской службы.

Курс на конфронтацию

Тем временем, полагаясь на обещанную московскую помощь, Верховный совет Крыма опять начал обострять отношения с Украиной. 10 ноября 1994 года на пленарном заседании крымского парламента было принято обращение к Президенту и Верховному Совету Украины, которое фактически стало ответом на конституционные требования украинской стороны. Категорически отказываясь привести конституцию АРК в соответствие с Основным законом Украины, парламент Крымской автономии так аргументировал свою позицию:

  • во-первых, приняв конституцию в редакции от 6 мая 1992 года, Верховный совет Крыма «выполнил волю жителей Крыма о независимости полуострова», выраженную на референдуме 27 апреля 1994 года;
  • во-вторых, парламент АРК «не видит смысла приводить недавно принятую конституцию Крыма в соответствие с Конституцией Украины от 1978 года, относящейся еще к советским временам».

Одновременно украинской стороне предлагалось разграничить политические полномочия с Крымом, а также принять закон о разделении собственности между АРК и Украиной.

На этом депутаты Верховного совета Крыма завершили шестимесячную работу первой сессии парламента. Начало второй сессии было назначено на 30 ноября 1994 года. Тем самым крымский парламент сознательно срывал сроки приведения конституции АРК в соответствие с Основным законом Украины.

* * *

14 ноября 1994 года командующий Черноморского флота Э. Балтин отбыл в Москву для участия в работе Государственной думы России. Выступая перед депутатами, он огласил позицию командования ЧФ и сепаратистских сил Крыма, настаивавших на необходимости сохранения военного присутствия России в Крыму и, прежде всего, — в Севастополе. По словам Э. Балтина, Черноморский флот никак не мог быть разделен между Украиной и Россией по следующим причинам:

  • «раздел ЧФ исключит его из политических процессов, происходящих в Крыму»;
  • «Украина не способна содержать флот в связи с экономическим кризисом»;
  • «инфраструктура Севастополя и Черноморского флота срослись до такой степени, что их невозможно разделить».
Ракетно-артиллерийские стрельбы по воздушным и морским целям
Ракетно-артиллерийские стрельбы по воздушным и морским целям
http://www.avanturist.org/

Все эти заявления сопровождались очередными учениями Черноморского флота. Так, боевые корабли из состава 30-й дивизии противолодочных кораблей (в том числе БПК «Азов» и «Керчь», а также СКР «Ладный» и «Безукоризненный») проводили ракетно-артиллерийские стрельбы по воздушным и морским целям. В стрельбах принимали участие расчеты ПЗРК из состава 810-й отдельной бригады морской пехоты ЧФ.

* * *

16 ноября 1994 года, подводя итоги заседания Комитета государственной думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками (в котором участвовал Э. Балтин), российские депутаты выступили с заявлением о необходимости сохранить систему базирования Черноморского флота в Крыму с главной базой в Севастополе, а также о невозможности совместного базирования ЧФ и Военно-Морских Сил Украины. Для этого предполагалось объединить и координировать усилия всех министерств и ведомств России, усилив таким образом давление на Украину, прежде всего в экономической сфере.

* * *

В свою очередь, после обсуждения всех аспектов политико-правовой ситуации в Автономной Республике Крым, 17 ноября 1994 года Верховный Совет Украины большинством голосов отменил около 40 принятых парламентом Крыма правовых актов из-за их несоответствия Конституции и законам Украины.

Это вызвало резкую негативную реакцию руководства Крыма. Так, на следующий же день спикер крымского парламента С. Цеков выступил со специальным заявлением, в котором говорилось о намерении высшего законодательного органа АРК либо отменить постановление ВС Украины, либо же его проигнорировать.

Аналогичную позицию продемонстрировало на пресс-конференции руководство парламента АРК 21 ноября в Симферополе. Одновременно утверждалось, что решение Верховного Совета Украины «подрывает основы государственности Крыма», поэтому вся надежда — на помощь из России.

А вот поддержали постановление ВС Украины депутаты крымского парламента от фракций «Курултай» и «Единство».

* * *

Российская помощь крымским сепаратистам не заставила себя долго ждать. 22 ноября 1994 года заместитель председателя ВС Крыма В. Межак проинформировал президиум крымского парламента об итогах участия делегации Верховного совета АРК в обсуждении Государственной думой России крымского вопроса. По его словам, Госдума РФ не ратифицирует Базовый политический договор с Украиной, поскольку он не вполне учитывает интересы Крыма. Одновременно В. Межак проинформировал присутствующих о планах России в ближайшее время открыть выездное консульство РФ в Симферополе для оказания помощи желающим получить российское гражданство.

В это же время Государственная дума России выступила с прямым осуждением решения Верховного Совета Украины об отмене соответствующих правовых актов АРК, обвиняя украинскую сторону в «ультимативных действиях по отношению к Крыму».

* * *

Кстати, Россия, постоянно напоминая о «важности Черноморского флота для ее интересов в Крыму», не прерывала его перманентного сокращения. Так, в конце ноября 1994 года министр обороны РФ подписал приказ о сокращении штатов 872-го отдельного противолодочного полка с 51 до 31 экипажей, переформировании 39-й дивизии морских десантных сил Крымской ВМБ в 197-ю бригаду десантных кораблей, а также о сокращении 17-й бригады охраны водного района до уровня дивизиона. Офицеры и мичманы переводились к новым местам несения службы за пределами Крыма, либо же, как упоминалось выше, увольнялись в запас.

И даже в такой ситуации Черноморский флот активно вмешивался в политические процессы полуострова, в отношения между Украиной и Россией, в том числе и в вопросах раздела ЧФ. 29 ноября 1994 года группа офицеров Черноморского флота открыто обратилась к президентам и председателям парламентов Украины и России с требованием сохранить единый ЧФ.

В этот же период в гарнизоне Черноморского флота Октябрьское начал свою работу телецентр региональной независимой телевизионной компании Крыма «Канал Атлант-св», основанный бывшим офицером штаба разведывательной авиации ЧФ В. Шпилькиным. ТЦ был организован на средства пророссийских политических организаций и связанных с ними коммерческих структур при поддержке командования Черноморского флота. Главной задачей телецентра было проведение шовинистической пропаганды среди военнослужащих ЧФ и населения Крыма.

* * *

А командование Черноморского флота и далее создавало проблемы в вопросах формирования ВМС Украины. Были попытки воспрепятствовать передаче украинской стороне объектов инфраструктуры ЧФ, которая высвобождалась после его сокращения. В том числе тех элементов, которые должны были передаваться Украине в рамках соответствующих договоренностей.

Российские же адмиралы реализовывали еще и личные коммерческие интересы. Так, фонды штаба и береговой базы расформированной 14-й дивизии подводных лодок, которые должны были отойти Украине, передавались на баланс Балаклавского райисполкома.

Тот, в свою очередь, передавал их коммерческим структурам Севастополя. Так, именно на бывшей инфраструктуре ЧФ базировалось российское экономическое товарищество военнослужащих запаса, активно развивавшее установленные связи с пророссийскими организациями Крыма.

И в это же время все попытки командующего ВМС Украины вице-адмирала В. Безкоровайного ввести этот процесс в рамки правового поля наталкивались на откровенное сопротивление руководства Севастополя.

  счетчик посещений  
most beautiful Russian and Ukrainian brides   contador de visitas     счетчик посещений