28 ноября 2015

«Ходы конем» в политике по-российски

Олег Махно

 

Министр иностранных дел РФ С. Лавров 25 ноября планировал посетить Турцию с рабочим визитом для участия в работе 5-го заседания российско-турецкой совместной группы стратегического планирования, функционирующей (до недавнего времени) в рамках возглавляемого президентами РФ и Турции Совета сотрудничества высшего уровня. «Будет обсуждаться в первую очередь ситуация в Сирии и в целом обстановка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки» — недавно обещал официальный представитель МИДа РФ. Но из-за сбитого турками российского самолета поездка российского министра Москвой, как мы знаем, отменена. Это и понятно: что здесь обсуждать, если дипломатический угол зрения обеих сторон мгновенно изменился под действием такого неоднозначного «ЧП»?

Темы для обсуждения, без сомнения, готовились основательно, если иметь в виду высказывания двухнедельной давности президентов обеих стран — Турции и России. И теперь вряд ли российским дипломатическим кругам придется ими заниматься. «Гордиев узел» российско-турецких проблем (а с ним и перспективных наработок) был мгновенно «разрублен» ракетой «воздух-воздух», выпущенной по российскому военному бомбардировщику турецким «F-16». В политическое пике попали, например, экономические вопросы энергоносителей и хода выполнения двухсторонних договоренностей. Так, в Турции уже не будет размораживаться строительство по российскому проекту АЭС «Аккую», до недавнего времени «сохранявшее перспективу возобновления». Не будет фонтанировать «Турецкий поток», на возобновление работы которого так возлагали много надежд россияне, «проникаясь» не столько своим, сколько турецким затруднительным экономическим положением. Сообщение российских аналитиков о поставках Турцией в Россию, в том числе и в Крым, тысяч тонн сельхозпродуктов, вложение турками достаточно больших средств в бизнес-проекты также тешили слух, особенно когда туркам гарантировалось содействие в уменьшении таможенных сборов.

В политическом плане — хочешь не хочешь, а должны были согласовываться подходы не только к воюющим в Сирии сторонам, но и, например, к событиям в Украине в целом, и к судьбе крымских татар — в частности. Не исключено, что рассматривалась бы опосредствовано и ситуация, сложившаяся в данный момент на кавказских просторах, в частности, интересы «четверки» Прикаспийских стран — Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана, — недавно упоминавшихся в аналитических материалах «Борисфен Интел». Например, Азербайджан вместе с Казахстаном планируют поставлять свой газ в Европу по проложенному по турецкой территории газопроводу, в то время, как Россия полностью контролирует здесь ситуацию с газо- и нефтепоставками, зорко следя за своими конкурентами, замахнувшимися на ее планы в Южной Европе, кстати, стремясь использовать при этом противостояние некоторых стран Южного Кавказа. Теперь этим двум странам (Азербайджану и Казахстану) придется самостоятельно решать вопрос с поставками. Не рассчитывая на Россию, которая уж точно здесь не помощница своим коллегам по Евразийскому экономическому союзу.

Президенты России и Турции
В. Путин и Р. Эрдоган
Министры иностранных дел России и Турции
С. Лавров и М. Чавушоглу

Бесспорно, замораживается и работа российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня, очередное заседание которого должно было состояться 15 декабря текущего года и о чем договаривались на двухсторонней встрече президенты России и Турции В. Путин и Р. Эрдоган в Анталье на саммите лидеров стран G20. Достоин внимания такой момент: там присутствовали и оба министра иностранных дел С. Лавров и М. Чавушоглу, а также турецкий министр энергетики А. Риза Алабоюн и глава турецкой разведывательной организации Х. Фидан. То есть, круг служебных обязанностей собравшихся также красноречиво свидетельствовал о содержании запланированных российско-турецких переговоров и о теме неотложных вопросов, требовавших внимательного изучения или решения. Не зря же накануне отмененной поездки С. Лаврова в СМИ появилось небольшое сообщение, что некоторые группы местных жителей-киприотов приглашают российских военных «погостить» на Кипре. Якобы, с целью защиты острова от боевиков «ИГИЛ», которым к этой популярной среди магнатов оффшорной зоны рукой подать. Теперь киприотам придется самостоятельно заботиться о своей безопасности, не полагаясь на российский военно-морской флот…

Министр энергетики Турции
А. Риза Алабоюн
Глава разведывательной организации Турции
Х. Фидан

По-видимому, Россия тоже планировала достичь взаимопонимания с Турцией, как членом НАТО, как до этого практически будто бы нашла общий язык с другим членом Североатлантического союза — Францией, якобы решившейся на сближение с россиянами под давлением террористических действий «ИГ». Понятное дело, Франция это объясняла серьезной террористической угрозой мировому сообществу, когда союзников выбирают не взирая на идеологические разногласия. Но после инцидента с российским самолетом она будет вынуждена уменьшить свою «прыть» в деле сближения с Россией. А россияне уже могут не мечтать о воплощении идеи по расшатыванию монолитности Запада путем заключения выгодных двухсторонних договоренностей, где в очереди одной из первых стояла Турция.

Здесь необходимо несколько отступить от темы и обратить внимание на следующее: по большому счету в настоящее время мы стали свидетелями противостояния интересов христианского и мусульманского миров, несмотря на то, что корректно муссируется вопрос именно о распространении терроризма с Ближнего Востока. Европа, в течение последних десятилетий принимая у себя его выходцев, осторожна в своих действиях и выводах. Она четко видит предел, за который ей придется переступать в этом противостоянии, и свои решения принимает с соблюдением требований законов и в дальнейшем твердо их придерживается. По крайней мере, к этому всегда стремится. Ей в этом вопросе значительно проще, чем России. Почему? Потому что в ее составе (кроме светской Турции) практически нет государств или республик с населением мусульманского вероисповедания, как это определенным образом наблюдается в Российской Федерации, а до недавнего времени было и в СССР. Вспомним хотя бы «идеологические» баталии по поводу вероисповедания татар, чеченцев, дагестанцев, осетин и т. д., или так называемый «русский мир» с его православной верой, с недавними призывами отстаивать и спасать по всему свету «братьев по вере» (в том числе и в Украине). Чего достигли «идеологи» православия? Ответ лежит на поверхности: посеяли недоверие среди единоверцев, противопоставив их друг другу. И сейчас Россия пытается каким-то образом «вырулить» из политической обочины, в которую она попала из-за экономических санкций цивилизованного Запада. Однако, насколько корректно по отношению к своим партнерам «выруливает», и как она это пытается сделать — свидетельствуют ее политические шаги на мировой арене.

 Вот характерный пример, не имеющий на первый взгляд отношения к затронутой теме.

16 октября с. г. в Казахстане состоялось очередное заседание Совета глав государств Содружества независимых Государств (СНГ), где среди 17 вопросов повестки дня главным был вопрос «укрепления мер безопасности в регионах, борьба с международным терроризмом, которая должна быть сегодня приоритетом в деятельности стран, которые должны максимально эффективно использовать потенциал антитеррористического центра СНГ». На заседании оглашались внешние и внутренние причины терроризма. К первым, внешним, отнесли финансирование определенных групп, группировок террористической направленности. К причинам внутренним — нищету, безграмотность, отсталость, радикализм, фундаментализм, социальную несправедливость. Если таких объективных причин в той или другой стране нет, констатировалось на заседании, то там, невзирая на любые внешние усилия, создать почву для взращивания терроризма будет очень непросто.

Но почему на заседании глав стран СНГ не пошли дальше и не объяснили, как тогда быть с отдельными странами того же СНГ (Азербайджаном, Арменией), которые не один десяток лет враждуют между собой, тратят средства на приобретение вооружения для своих вооруженных сил, в том числе у Российской Федерации? Нельзя ли это считать «усилиями извне», из-за которых появляются ростки терроризма на Южном Кавказе?

Как известно, на заседании Совета глав государств содружества СНГ, в частности, были утверждены кандидатуры руководителей Совета органов безопасности и спецслужб и Координационного комитета противовоздушной обороны стран-участников СНГ.

И при этом принято решение о создании в Армении так называемой совместной Объединенной региональной системы ПВО в Кавказском регионе коллективной безопасности, соглашение о подписании которой президент РФ поручил подготовить в этом месяце. «Принять предложение правительства Российской Федерации и Республики Армения о создании Объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе коллективной безопасности», — отмечается в московском распоряжении. (Турция, как соседка Армении, хочешь не хочешь, а вынуждена на это как-то реагировать, например, укреплять свои наземные и воздушные границы, внимательно следить за передвижением иностранной военной техники, не пропускать эту технику на свою территорию с любого направления, в том числе и сирийского, откуда была нарушена ее воздушная граница и за что случайно сбит российский самолет).

Обратим также внимание на следующее: Азербайджан, также принимавший участие в вышеупомянутом заседании, продолжительное время вынужден приобретать вооружение и военную технику у РФ не только для сдерживания активности армянских вооруженных группировок, но и для того, чтобы силовыми методами вернуть себе захваченную армянами азербайджанскую территорию. Последний прошлогодний контракт на закупку российского оружия составлял 3 млрд долларов США. В Азербайджане не забывают актуальную в настоящее время пословицу: хочешь мира — готовься к войне…

Получает оружие и военную технику из РФ и Армения даже по очень, как утверждается в некоторых СМИ, невысоким ценам. Глава МИДа Армении в интервью Би-би-си как-то даже признал: «Мы сотрудничаем с Россией в военной области и соответственно закупаем и получаем от нее вооружение. Ничего нового в этом нет». И поскольку эта закупка достаточно специфическая, потому что Армения расплачивается с Россией полученными от нее же кредитами, (не из тех ли средств, которыми Азербайджан расплачивается за приобретенное у россиян оружие?) то, как считают азербайджанские аналитики, Москва определенным образом несет ответственность за политику Еревана — в частности, а за развязывание в будущем региональных боевых действий — в целом. И не исключено, что это может подпадать под понятие «терроризм», к борьбе с которым Россия призывает весь цивилизованный мир.

Кстати, в армянском Гюмри дислоцируется оснащенная ЗРК С-300 и самолетами МиГ печально известная 102-я российская военная база, срок бесплатного для России пребывания которой продлен до 2044 года. А за это РФ пообещала Армении не препятствовать ее самостоятельному выходу на политическую арену для заключения двухсторонних соглашений по сотрудничеству с другими странами, что, в конечном итоге, не может нравиться ни Азербайджану, ни Турции, ни остальным странам Прикаспийского региона.

Не этот ли вопрос среди прочих планировался для обсуждения российскими и турецкими дипломатами на так и не состоявшейся встрече? А если планировался, тогда под каким углом зрения? Не за счет ли, например, «эсэндэшных» стран, вынужденных вежливо двигаться в фарватере российской политики и повторять ее сногсшибательные уловки («ходы конем») лишь ради того, чтобы не раздражать «старшего брата»?

За ответом далеко ходить нет необходимости. Посмотрим на некоторые приведенные факты на той же встрече глав стран СНГ. Товарооборот между странами СНГ упал, много национальных валют потеряли свою силу, поскольку расчеты проводятся в долларах и это статистически получает отображение со знаком минус. Предложенная В. Путиным идея создать одну общую «валюту» также не приемлема для независимых стран СНГ, так как какая тогда может быть их экономическая независимость? Не спасает ситуацию и предложение перейти на расчеты в национальных валютах, так как условия экономического развития стран нельзя считать одинаковыми. Потому что, например, богатый нефтью и газом Азербайджан полностью способен самостоятельно вести свои дела на международных рынках, выстраивать свою модель экономического развития.

Имеется достаточно большой потенциал и у Казахстана. Обе эти страны-соседки активно ищут новые формы сотрудничества в экономической сфере, имеют возможность активно противостоять общемировому кризису. Например, летом они приняли первый контейнерный поезд из Китая, подтвердив открытие коридора Восток-Запад, что, по словам И. Алиева, «…имеет большое геополитическое значение и даст возможность для более тесной интеграции расположенных вдоль этого пути стран, а также тех, которые расположены поблизости». Прикаспийские страны-соседки заинтересованы в воплощении проекта по прокладке коридора Север-Юг для связи с Ираном, с которым есть определенные договоренности об ускорении процесса объединения железнодорожных магистралей, обещающих быть кратчайшим путем для соединения огромных рынков Китая, Индии, Ирана, Азербайджана и Европы, в частности, Турции.

И вот интересно, что бы предложила ей (Турции) Россия в декабре на сорвавшейся президентской встрече Эрдогана и Путина для налаживания экономических отношений, и были ли бы учтены там интересы ее коллег по СНГ, озвученные, например, президентом Алиевым на недавнем саммите G20 в Турции? С учетом текущих политических событий и роли, которую пытается играть в этих событиях Россия, странам-участникам Евразийского экономического союза под руководством Москвы преждевременно надеяться на воплощение предложенных ими планов. Для россиян на первом месте — военные действия, санкции, об отмене которых заботится Россия. И уже потом — интересы коллег по СНГ, и то при условии, что эти интересы будут совпадать с российскими. Но стоит лишь заплутать в сирийском небе российскому самолету при выполнении боевой задачи и упасть сбитым ракетой на чужую землю, как рассыпается хрупкое сооружение так называемой российской ГЕОполитики. И опять, как и когда-то при СССР, под ее политическими обломками будут барахтаться соседи-коллеги России по СНГ.

…Не даром следующее заседание Совета глав стран СНГ назначено на 16 сентября 2016 года. Россия надеется, что к тому времени удастся расставить на политической доске все шахматные фигуры в нужном для нее порядке.