28 марта 2016

Предстоящие парламентские выборы в ФРГ

Юрий Радковец 

Предстоящие парламентские выборы в ФРГ как определяющий фактор немецкой и европейской политики на украинском направлении

Что ожидает Украину?

В ближайшей перспективе одним из главных факторов влияния на позицию Европейского Союза и отдельных европейских стран, касающуюся вооруженной агрессии России против Украины, могут быть всеобщие парламентские выборы в ФРГ в 2017 году. По итогам этих выборов новая правящая коалиция в немецком Бундестаге (парламенте) изберет и нового Федерального канцлера Германии.

Фактически, выигравшие эти выборы будут определять дальнейшую политику Германии по «украинскому вопросу». Поскольку ведущая роль в Европейском Союзе принадлежит ФРГ, именно от нее и будет зависеть отношение ЕС к Украине и России, в т. ч. в плане оказания помощи и поддержки суверенному украинскому государству и дальнейшего давления на Российскую Федерацию.

Сегодня на политическом поле ФРГ главными «игроками», участвующими в предвыборной борьбе, являются парламентские партии (блоки) из состава правящей коалиции (партийный союз нынешнего Федерального канцлера Германии А. Меркель — ХДС/ХСС и Социал-демократическая партия Германии), а также умеренной («Зеленые») и более непримиримой («Левые») оппозиции. Кроме того, в последнее время на фоне осложнения ситуации в ФРГ из-за экономических проблем ЕС и «миграционного кризиса» в Европе, становится все более популярной радикальная оппозиционная партия правопопулистской и евроскептической направленности «Альтернатива для Германии» (АДГ).

При этом провластные и оппозиционные партии ФРГ (в первую очередь, ХДС и АДГ) демонстрируют принципиально разное отношение ко всему комплексу проблем, касающихся агрессии России против Украины, что именно и определяет ключевое значение предстоящих парламентских выборов в Германии для национальных интересов и безопасности Украины.

Так, вопреки экономическим потерям ФРГ из-за «санкционной войны» с Россией, а также давлению со стороны оппозиции и своих политических партнеров, А. Меркель и возглавляемые ею политические силы и далее ведут последовательную политику поддержки Украины и сдерживания Российской Федерации. Этот вопрос является одной из основных составных частей политической программы ХДС/ХСС, реально воплощаемой на практике.

В частности, в сентябре 2015 года партийным союзом ХДС/ХСС был принят концептуальный политический документ «Стратегия поддержки Украины». Главная его идея — причисление образовавшейся в Украине и вокруг нее ситуации к жизненно важным интересам ФРГ и, в целом, Европейского Союза. Сутью этой концепции является признание Украины не сферой геополитического влияния Москвы, а исторической составляющей европейского и евроатлантического пространства.

В данном контексте главным содержанием политики ФРГ в отношении Украины является поддержка европейской интеграции Украинского Государства, его экономического развития и внутреннего реформирования. В то же время попытки России воспрепятствовать этим процессам, в т. ч. посредством оккупации и аннексии украинского Крыма, а также российской агрессии на Донбассе воспринимаются как принципиальные вызовы безопасности и ФРГ, и всему Европейскому Союзу.

При этом Федеральный канцлер Германии А. Меркель и возглавляемый ею партийный союз ХДС/ХСС не только декларируют политику поддержки Украины и сдерживания России, но и реализуют ее на практике. Об этом свидетельствуют последовательные шаги (действия) Германии по введению санкций против России и консолидации позиций стран ЕС в данном вопросе, ведущая роль ФРГ в деятельности «Нормандской четверки», а также финансово-экономическая помощь Берлина Украине в рамках разнообразных правительственных программ.

В отличие от нынешнего руководства ФРГ, большинство оппозиционных сил Германии придерживается пророссийских взглядов, прибегая одновременно к популистским тезисам об «утратах немецкого бизнеса вследствие примененных против России санкций» и «невозможности решения проблем европейской безопасности без участия Российской Федерации». Главным апологетом таких идей является партия правопопулистской и евроскептической направленности «Альтернатива для Германии», фактически напрямую поддерживаемая режимом В. Путина.

Суть политической программы АДГ была изложена вице-председателем партии А. Гауландом в начале 2016 года, когда А. Меркель прилагала неимоверные усилия для восстановления мира на Донбассе. По словам А. Гауланда, «Альтернатива для Германии» была и будет выступать против любых антироссийских санкций, включительно с введенными Европейским Союзом против России после того, как она аннексировала украинский Крым. При этом он «обосновал» свою позицию «…незаконностью передачи Н. Хрущевым Украине Крымского полуострова, когда-то завоеванного для России Екатериной Великой, и который сегодня должен принадлежать Российской Федерации», повторяя практически высказывания Путина и его апологетов. Исходя из такого подхода, А. Гауланд выступает за «…необходимость решать крымский вопрос исключительно с Россией».

Откровенно пророссийские и антиукраинские позиции демонстрируются АДГ и на публичных партийных мероприятиях (акциях), в ходе которых рядом с российскими флагами вывешивается символика самопровозглашенных республик на Востоке Украины — так называемых ДНР и ЛНР. Такие же взгляды в той или иной степени и у некоторых других оппозиционных партий ФРГ.

Исходя из позиций ведущих политических сил ФРГ, и по итогам предстоящих парламентских выборов 2017 года, вполне вероятны три варианта дальнейшей политики и практики Германии в отношении агрессии России против Украины:

  • если сохранится большинство партий нынешней правящей коалиции в Бундестаге ФРГ, то А. Меркель и ее партийный союз по-прежнему будут поддерживать Украину и международными политико-экономическими санкциями усмирять Российскую Федерацию. При этом даже в такой, оптимальной для Украины ситуации, А. Меркель будет вынуждена считаться с интересами представителей большого бизнеса Германии, оппозиции и даже своих партийных союзников, требующих отмены санкций против России и возобновления полномасштабного сотрудничества ФРГ с Российской Федерацией;
  • в случае возникновения паритета между провластными и оппозиционными партиями ФРГ эти политические силы будут вынуждены искать определенные компромиссы в плане создания в немецком парламенте новой правящей коалиции. Одним из таких компромиссов может быть смена направленности политики Германии по Украине и России в пользу Москвы в интересах пророссийских сил, имеющихся в немецком политическом истеблишменте. Вопреки этому и учитывая свои стратегические интересы, Германия в дальнейшем будет поддерживать Украину и оказывать давление на Россию, хотя это давление будет менее жестким;
  • когда же список политических сил в ФРГ полностью трансформируется, в частности, правящая коалиция во главе с А. Меркель проиграет силам оппозиции, то отношение Германии к вооруженной агрессии России против Украины может существенно измениться. Конечно, даже в таком случае руководство ФРГ, вероятнее всего, прямо не признает «русскую принадлежность Крыма» и не будет отрицать ведущей роли Москвы в провоцировании вооруженного противостояния на Донбассе. Однако, улаживание конфликта вокруг Украины может быть достаточно быстро переведено из плоскости политико-экономических санкций против России в прямое давление на Украину с тем, чтобы вынудить ее принять российские условия прекращения вооруженного противостояния в Донецкой и Луганской областях.

Фактической «репетицией» всеобщих парламентских выборов 2017 года в ФРГ стали местные выборы в трех немецких землях (областях — субъектах федерации) 13 марта с. г., а именно: Рейнланд-Пфальц, Баден-Вюртемберг и Саксония-Ангальт. Эти выборы были особенными, так как продемонстрировали общественное настроение немецкого общества. В частности, на их территории проживает почти 13 млн избирателей, что составляет приблизительно 20 % немецкого электората.

По оценкам немецких политических экспертов, «…итоги голосования стали большим шагом назад для политических сил, поддерживающих Федерального канцлера А. Меркель». Так, возглавляемый ею Христианско-Демократический Союз получил наибольшее количество голосов лишь в Саксонии-Ангальт — около 30 %. В свою очередь, в Рейнланд-Пфальце победила ситуативный союзник ХДС в Бундестаге — Социал-Демократическая Партия Германии, а в Баден-Вюртемберге — умеренно оппозиционные «Зеленые».

Однако, наиболее неприятным фактом для нынешнего руководства ФРГ (и, соответственно, для Украины) стал успех «Альтернативы для Германии», которая, получив на выборах достаточное количество голосов, вошла в местные парламенты (ландтаги) всех трех вышеупомянутых немецких земель. Этим же АДГ увеличила свое представительство до 8 из имеющихся 16 земельных парламентов Германии. Очередным шагом вхождения немецких евроскептиков и праворадикалов в среду политического истеблишмента ФРГ может быть предстоящая серия местных выборов в сентябре с. г. в Макленбурге-Передней Померании и Берлине, обладающего статусом субъекта федерации.

Даже не дождавшись результатов будущих выборов в Бундестаг ФРГ, партия «Альтернатива для Германии» уже зарезервировала за собой некоторое количество мест в немецком парламенте с помощью квот земельных ландтагов. Это обеспечит ей определенные рычаги влияния на внешнюю политику ФРГ, в т. ч. по Украине и России.

В это же время, по мнению большинства европейских политологов, усиление позиций евроскептических и праворадикальных сил в местных парламентах ФРГ и высшем законодательном органе Германии — Бундестаге — не предполагает радикальных изменений во внешней и во внутренней немецкой политике. Как полагают в Берлине, ни одна из немецких партий, включительно с оппозицией, не пойдет на создание вместе с партией «Альтернатива для Германии» полноценной и долговременной коалиции.

Причиной этого является сугубо популистский (праворадикальный и евроскептический) характер партии АДГ, которая, используя исключительно временные трудности ФРГ, стремится повысить свой рейтинг и, в отличие от нынешних парламентских партий, не располагает глубокой политической и социальной базой. Более того, некоторые немецкие эксперты убеждены, что АДГ уже прошла пик своей популярности и начинает ее терять по мере постепенного снижения страстей вокруг «миграционного кризиса» в Европе.

В частности, урегулированию данной проблемы способствует перемирие в Сирии, а также частичный вывод оттуда российских войск. Кроме того, может сказаться практическая реализация соглашения между Европейским Союзом и Анкарой, заключенного по инициативе Федерального канцлера Германии А. Меркель, и предусматривающего возвращение беженцев из европейских стран в Турцию с одновременной ей компенсацией Евросоюзом расходов по их содержанию и обустройству.

Все это уже обеспечило рост рейтинга А. Меркель и ее политических союзников. Немецкие социологи прогнозируют, что по итогам всеобщих парламентских выборов в Германии 2017 года правящая коалиция ФРГ сохранит большинство в Бундестаге. А это позволит А. Меркель остаться на должности главы немецкого правительства. К такому выводу пришли эксперты одного из наиболее авторитетных журналов в мире — Forbes, который назвал А. Меркель «самой влиятельной женщиной в мире». В данной номинации она обошла даже Хиллари Клинтон, реально претендующую на должность будущего президента США.

Вместе с тем, для того, чтобы гарантировать себе победу на предстоящих парламентских выборах, А. Меркель и ее политическим силам необходимы действенные и впечатляющие успехи в решении ключевых проблем ФРГ. Как отмечалось выше, усилия А. Меркель уже вылились в определенные позитивные достижения в деле урегулирования «миграционного кризиса» в Европе. Однако, до сих пор практически не решена проблема Украины, которая также крайне важна для Германии, особенно для немецкого бизнеса.

Фактически, именно это и является в последнее время главной причиной активных шагов руководства ФРГ в украинском направлении. В то же время предпринимаемые Берлином действия для Украины достаточно неоднозначны и не всегда отвечают ее национальным интересам.

Так, с одной стороны, Германия усиливает давление на Россию, принуждая ее к выполнению Минских договоренностей. А с другой стороны, фактически настаивает на том, чтобы Украина выполнила свои обязательства по внесению в свою Конституцию изменений, касающихся децентрализации украинской власти, проведению выборов на Донбассе еще до вывода из оккупированных украинских территорий российских войск и передачи под контроль Украине ее восточной границы.

Такие подходы ФРГ усмиряют Россию, что в интересах как Украины, так и Европейского Союза. Одновременно, такая позиция Германии не только не гарантирует немедленного прекращения вооруженного противостояния на Донбассе, а наоборот — переводит его в затяжной («замороженный») конфликт по примеру Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии или Приднестровья.

Федеральный канцлер Германии А. Меркель уже вошла в Историю. Однако, если она не откажется от своей действительно твердой, решительной и непримиримой позиции по отношению к режиму В. Путина, то останется в исторической памяти как первый и по существу единственный немецкий лидер, которому удалось усмирить неоимперские амбиции Москвы.

www.reliablecounter.com