20 октября 2014

Румынский бекграунд

Продолжая серию материалов с анализом позиции соседних государств в контексте ситуации в Украине и реакции на агрессию России, попробуем взглянуть на политику Румынии, которую определенная часть аналитиков длительное время относила к скрытым недругам нашего государства. Невзирая на непростую историю румыно-украинских отношений и приближение президентских выборов в этой стране, национальная элита демонстрирует ответственность за безопасностную ситуацию в регионе и взвешенность в определении приоритетов внутренней и внешней политики.

24 февраля с. г., сразу после победы в Украине Революции достоинства, МИД Румынии выступило с заявлением, подтвердив полную поддержку европейских устремлений соседнего государства и украинского народа. В подписанном 10 марта с. г. главами внешнеполитических ведомств Украины и Румынии двустороннем соглашении об укреплении доверия и безопасности вновь официально подтверждается поддержка Бухарестом государственного суверенитета, территориальной целостности и независимости Украины, а также заявляется о продолжении совместного диалога по вопросам защиты прав национальных меньшинств. Этот международно-правовой документ стал своеобразной формой признания новой украинской власти. Кроме того президент Траян Бесеску был одним из первых лидеров государств, кто уже 25 мая поздравили П. Порошенко с победой на выборах главы Украинского государства, признав их «свободными и корректными».

Траян Бесеску был одним из первых лидеров государств, кто уже 25 мая поздравили П. Порошенко с победой на выборах
Фото http://www.euromag.ru/

Однако в декабре с. г. заканчивается второй пятилетний срок президентских полномочий Т. Бесеску, и, согласно конституции Румынии, он не сможет баллотироваться на третий срок. Итоги его деятельности противоречивы — самопровозглашенный чемпион по борьбе с коррупцией, но с родным братом за решеткой; ненавистный для одних и обожаемый другими. Однако большинство румын фактически сдержанно воспринимают Т. Бесеску: заглядывая в будущее, электорат интересуется его преемником.

Развитие внутриполитической ситуации в Румынии определяется вхождением электоральной президентской кампании в фазу активной агитации в условиях сохранения бескомпромиссного противостояния между действующим президентом Т. Бесеску и премьер-министром Виктором Понтой вплоть до готовности к разрыву пакта институционного сотрудничества между ними.

По оценке Всемирной службы «Радио Румынии», финал президентских гонок будет разыгран между социал-демократом В. Понтой и либералом Клаусом Йоханнисом.

Виктор Понта
Фото http://forum.bakililar.az/

Кандидат левого сегмента политического спектра, лидер дисциплинированной Социал-демократической партии, контролирующей большую часть рычагов власти, кандидат В. Понта (действующий премьер-министр) имеет важное логистическое (административное) преимущество, к чему присовокупляется поддержка отдельных СМИ. Но, по румынским стандартам, 42-летний В. Понта слишком молод, чтобы стать виртуальным победителем президентских выборов. По мнению румынских аналитиков, он не испытал себя на всех этапах в своем развитии как политик. Вместе с тем, почти все опросы общественного мнения свидетельствуют, что В. Понта является фаворитом президентских выборов, назначенных на 2 ноября.

Клаус Йоханнис Фото http://www.moldnews.md/

По прогнозам местных и иностранных политологов, единственным настоящим соперником во втором туре для премьер-министра В. Понты может быть К. Йоганнис. В случае прохождения во второй тур (в паре с В. Понтой) социологи прогнозируют поддержку на уровне 46 %.

Михай Рэзван Унгуряну
Фото http://news2000.com.ua/

Созданный летом с. г. конкурентоспособный Христианско-либеральный альянс в составе двух основных оппозиционных правых партий — Национальной либеральной и Демократической либеральной — определил лидера НЛП К. Йоханниса в качестве кандидата на президентских выборах (представитель ДЛП К. Предою, по договоренности двух партий, будет кандидатом на должность премьер-министра). Мэр центрально-румынского города Сибиу К. Йоганнис (этнический немец) занимает второе место в опросах общественного мнения. У него имидж как компетентного мэра, эффективно руководившего своим городом, так и уравновешенного политика. За него проголосовали бы, в частности, жители городов родной Трансильвании. В коалиции правых сил будет также участвовать партия «Гражданская сила» (недавно вошла в состав ДЛП). Её возглавляет экс-премьер-министр Румынии М. Унгуряну.

Келин Попеску-Теричану Фото http://www.vesti.ru/

В противостоянии с единственным кандидатом от левых сил (В. Понте) электоральную поддержку на уровне 7–8 % имеют лидерЛиберально-реформаторской партии Келин Попеску-Теричану (бывший глава правительства и нынешний спикер сената) и председатель Партии«Народное движение» Елена Удря, в настоящее время открыто поддерживаемая действующим президентом Румынии Т. Бесеску (партия на последних выборах в Европарламент получила 6,2 % голосов). Учитывая вероятность второго тура, голоса сторонников этих партий могут иметь определяющее значение в обеспечении победы правоцентристскому кандидату.

Елена Удря. Фото http://www.politika.bg/

Невзирая на острую внутриполитическую конкуренцию, руководители Румынии и рейтинговые кандидаты на пост главы румынского государства в период борьбы с режимом В. Януковича и украинско-российского противостояния в Крыму и на Востоке Украины демонстрировали и демонстрируют последовательную поддержку территориальной целостности и государственного суверенитета Украины, оценивая политику Кремля, в частности, военное и материально-финансовое обеспечение Москвой сепаратистских «республик» и террористов, как прямую угрозу безопасности европейского континента и национальным интересам Румынии. Официальный Бухарест и румынский истеблишмент понимают особенное значение стабильной Украины для сохранения геополитического баланса сил в Черноморском регионе, в т. ч. для гарантирования безопасности самой Румынии, и готовы отложить «до лучших времен» решение ряда традиционно проблемных аспектов двухсторонних отношений.

В непростой предвыборный период румынское правительство продолжает выстраивать «внешнюю среду без России», направляя свои усилия на реализацию альтернативных российским энерготранзитных и инфраструктурных проектов, на поиск надежных/стратегических иностранных партнеров. Именно в Бухаресте состоялся важный по своим результатам саммит в формате «16+1» (премьер-министры 16-ти стран Центральной и Восточной Европы + премьер-министр Государственного Совета КНР). Во время визита премьер-министра В. Понты в Китай (31 августа – 2 сентября с. г.) обсуждалась программа стратегического партнерства между Румынией и КНР, рассматривались вопросы привлечения китайских компаний к реализации в Румынии инвестиционных и бизнес-проектов, открытия филиала одного из китайских государственных банков.

Румынское правительство продолжает выстраивать «внешнюю среду без России»
Фото http://www.beltsymd.ru/

Эксперты полагают, что в экономическом измерении румынское руководство готово к процессу преодоления определенных трудностей, связанных с ограничениями в импорте российского газа (среднегодовой уровень поставок из РФ газа составляет 22–24 %), и намеревается предпринять все необходимые меры, чтобы свести сотрудничество с Москвой в газовой отрасли к минимуму. В этом контексте в политических кругах Румынии опять становятся актуальными вопросы реализации проекта AGRI и сооружения ветровых электростанций на юго-востоке страны.

Правительство также готовится адекватно отреагировать на решение Кремля запретить ввоз товаров и продовольственных продуктов из стран ЕС (в совместной структуре торговли доля румынского экспорта в РФ составляет 2,8 %, импорта — 4,1 %) путем активизации избранного В. Понтой курса на диверсификацию рынков сбыта (выход на рынки Азии и Ближнего Востока), а также выделения соответствующих компенсационных средств автомобилестроительной компании «Дачиа» (если у нее будут убытки из-за усиления санкций ЕС в отношении РФ).

Аналитики предполагают, что общие потери румынских товаропроизводителей из-за применения ЕС санкций против РФ и контрмер Москвы могут составить приблизительно €40 млн (потери аграриев — €23–24 млн, потери компаний, задействованных в сфере производства комплектующих для добывающей и нефтеперерабатывающей отрасли, — €16–17 млн). Надеемся, что наши соседи имеют информацию о возможностях Москвы влиять на деятельность отдельных ведущих румынских металлургических и энергетических предприятий.

Румыния стала первой страной-членом ЕС, завершившей внутригосударственную процедуру ратификации Соглашения об ассоциации Украина-ЕС

Официальный Бухарест остается инициативным реципиентом значительной части программ ЕС, к имплементации которых стремится активно привлекать не только Молдову, но и Украину, Азербайджан, Грузию. В частности, Румыния стала первой страной-членом ЕС, завершившей внутригосударственную процедуру ратификации Соглашения об ассоциации Украина-ЕС (однако, такая оперативность также была предопределена и тем, что одновременно парламент Румынии ратифицировал и аналогичное соглашение между ЕС и Республикой Молдова). Во время голосования в Европарламенте по ратификации Соглашения об ассоциации Украина-ЕС (16 сентября с. г.) все 32 депутата от Румынии, независимо от их партийной и фракционной принадлежности, проголосовали за ратификацию Соглашения.

Лидеры всех парламентских партий Румынии выступают за развитие и углубление отношений с Украиной, за практическую имплементацию Соглашения об ассоциации Украина-ЕС включительно с Соглашением о зоне свободной торговли (именно поэтому руководство МИДа Румынии выразило неудовлетворение тем, что имплементация экономической части Соглашения отложена до 1 января в 2016 г.), поддерживают территориальную целостность и суверенитет Украины, осуждают аннексию Крыма и агрессию РФ против нашего государства.

Среди представленных в национальном парламенте румынских политических сил нет откровенно пророссийских лоббистов, однако в стране имеются маргинальные и невлиятельные общественные структуры пророссийской направленности.

 

Следовательно, в процессе поиска ситуативных союзников в Европе В. Путину и его верноподданным «стратегам» не стоит рассчитывать на официальный Бухарест и румынскую элиту, понимающую, что только суверенная Украина способна обеспечить региональную безопасностную стабильность и развитие взаимовыгодных/стратегических политических, экономических и гуманитарных отношений между соседними государствами и в Черноморском регионе, в т. ч. решить и чувствительную «внутриполитическую» проблему для румынского политикума — сохранение румынской идентичности в Украине.