Б. Соколовский
На заявление министра нефти Саудовской Аравии Али аль-Нуйами на заседании представителей стран ОПЕК 27 ноября 2014-го года практически никто не обратил внимания. По крайней мере, украинские СМИ — точно.
Теперь, спустя месяц, есть возможность взвешенно, без эмоций проанализировать, о чем именно это заявление, озвученное в характерных традициях Востока, — «между строчек». Упомянутый министр как будто и не упоминал ни нас, ни нашего агрессора. А на самом деле?
Среди прочего, он заявил, что при цене нефти и 60, и 50, и 40, и даже 20 долларов США ни одна из стран ОПЕК не будет уменьшать объемов добычи. И правда, на упомянутом плановом (экстренное не удалось собрать) заседании представителей стран ОПЕК не договорились об уменьшении объемов добычи нефти с целью удержания высоких на нее цен.
Второе, о чем было ясно заявлено: «Мы хотим сказать миру, что только страны с высокой эффективностью добычи нефти могут рассчитывать на свою часть рынка». Нетрудно догадаться, что в такой перечень попадает РФ, где экспорт нефти обеспечивает основной доход бюджета. Кроме этого, там подразумевается также и Венесуэла — еще один «любимец» Вашингтона. Именно в этих странах себестоимость нефти существенно выше себестоимости 4-5 долл. США за 1 баррель, что характерно для стран Персидского залива. Причем, в РФ, по мере освоения новых нефтяных месторождений на севере, себестоимость из года в год увеличивается. А по цене ниже себестоимости (35-50 долларов США/баррель) даже российская логика производства не выдержит — добыча нефти прекратится. А это значит: бюджет развалится, в результате чего распадется и власть, и государство.
Следовательно, саудит фактически обнародовал политические договоренности США и Саудовской Аравии о разрушении экономики России из-за падения цен на нефть в комплексе с санкциями. Здесь нужно сказать, что мир (возможно, и США, и Саудовская Аравия) уже имеет такой опыт: в конце 80-х годов прошлого века случилось падение мировых цен на нефть и газ после определенной «привычки» начала 80-х, что вылилось в развал СССР. Надо полагать, что и в этот раз демократическому миру будет присуща последовательность.
Конечно, сначала Кремлю придется использовать свой резерв. Потом, очевидно, будут судорожные попытки взять у кого-то кредит. В течение определенного времени. Возможно, при этом и прекратится агрессия против Украины и других государств — если мы, украинцы, не прекратим её раньше.
Выигрывает ли от такого сценария Украина?
В перспективе среднесрочной и дальней — очевидно, что да. В ближайшей — будет очень непросто, ведь весь наш импорт нефтепродуктов (а это почти 80 %!) завязан на поставках российской нефти. И если Украина и в дальнейшем будет медлить с уменьшением такого импорта, и не будет увеличивать собственное производство, то она, как государство, имеет реальный шанс исчезнуть как независимый субъект международного права еще до момента развала нынешней Российской империи. И никого, кроме самих украинцев, это не будет особенно беспокоить. И это логично, ведь никто из нас, нынешних соотечественников, не будет утверждать, что государство образовывалось не для нас, украинцев, а для еще кого-то. Так почему же тогда нужно что-то требовать от американцев, немцев, поляков, французов, евреев и так далее?
Надеюсь, что Украина достойна лучшей парадигмы, и мы справимся с нынешними проблемами.