Алексей Волович
Часть 1
Весной 2011 года, когда в некоторых арабских странах произошли массовые демонстрации и восстания, которые назвали «революциями» и «арабской весной», во многих странах Запада воцарилась эйфория по поводу «победного шествия» демократии западного образца на Ближнем Востоке. Но вместо демократии эти «революции» привели к усилению радикального исламизма, сепаратизму и гражданским войнам, а затем и к неожиданному для всех появлению «исчадия ада» — террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» («ИГИЛ»),[1] которое вышло за пределы Сирии и охватило также богатую нефтяными месторождениями северную часть Ирака, Йемен и Ливию.
Сегодня «ИГИЛ» сражается против всех: против правящих режимов в Сирии и Багдаде, против Турции, Ирана и «сирийской умеренной оппозиции», против международной коалиции во главе с США и против российского военного присутствия в Сирии. Боевые подразделения «ИГИЛ» состоят из боевиков и наемников из многих арабских, мусульманских и даже европейских стран, включая Россию. Как признал сам В. Путин, в рядах «ИГИЛ» насчитывается около 4-х тысяч выходцев из России.
Практически «ИГИЛ» противостоит всему цивилизованному миру, а Сирия и Ирак являются плацдармом для распространения его экспансии на всем Ближнем Востоке и даже за его пределами. В российских СМИ распространяется множество публикаций, авторы которых утверждают, что США сами способствовали формированию не только сирийской оппозиции против Б. Асада, но и террористической группировки «ИГИЛ», которая впоследствии вышла из-под контроля Запада. При этом утверждается, что подобный прецедент в 80-х годах прошлого века имел место в Афганистане.
Как известно, коалиция во главе с США поддерживает так называемую умеренную сирийскую оппозицию, а Россия и Иран-нынешнее сирийское государство, вернее то, что от него осталось, во главе с президентом Б. Асадом. По этой причине, предложение В. Путина о создании широкой коалиции против «ИГИЛ», включающей и Россию, с которым он выступил 28 сентября с трибуны Генассамблеи ООН, не было воспринято президентом США Б. Обамой и другими западными лидерами. При этом в Вашингтоне и европейских столицах часто говорят о том, что Б. Асад утратил свою легитимность. Однако, на наш взгляд, это довольно сомнительный в правовом отношении вердикт, поскольку легитимность того или иного руководителя, в данном случае Б. Асада, определяет народ в ходе свободного волеизъявления, а не руководители других стран.
Следует отдать должное В. Путину в том, что он умело воспользовался несанкционированными ООН действиями Запада, Турции и некоторых арабских стран, в частности Саудовской Аравии и Катара, оказывающих финансовую и военную помощь «умеренной сирийской оппозиции». Однако следует отметить, что в ситуации вокруг Сирии, в которой РФ и США занимают полярно противоположные позиции, получить согласованную и взаимоприемлемую резолюцию СБ ООН практически не представляется возможным. Так, 4 октября 2011 г. и 4 февраля 2012 г. РФ и Китай наложили вето на резолюции СБ ООН, в которых осуждался режим Б. Асада и выдвигался целый ряд жестких требований к нему, в то время как требования к сирийской оппозиции, по мнению российской стороны, были значительно менее жесткими.
Мотивы сирийской кампании, вернее, авантюры В. Путина, можно условно подразделить на политические, информационные, военные и экономические. После того как «победное шествие русского мира» зашло в тупик, столкнувшись с украинским народным сопротивлением, В. Путину понадобился эффективный маневр, чтобы одновременно сберечь «ДНР/ЛНР», вырваться из изоляции и санкций и при этом повысить свой рейтинг среди россиян. И таким маневром в Кремле было решено избрать борьбу с терроризмом на Ближнем Востоке вообще и в Сирии в частности, поскольку эта проблема стала весьма ощутимой для европейских стран, особенно после усиления потока беженцев из Сирии и Ирака в Европу, что по мнению некоторых аналитиков произошло не без участия российских спецслужб.
Многие обозреватели считают также, что российские спецслужбы причастны и к терактам 13 ноября в Париже. Так, 19 ноября политолог С. Белковский в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил о том, что президент РФ В. Путин заранее знал о готовящихся терактах в Париже благодаря своей обширной агентуре в рядах «ИГИЛ». Эксперт публично обвинил Россию в причастности к организации терактов 13 ноября в Париже. С. Белковский считает, что будучи осведомленным о предстоящей трагедии, В. Путин умышленно отказался предпринимать контрмеры и не стал делиться с Парижем соответствующей информацией. [2]
Попытка ослабить изоляцию
На взгляд экспертов «Борисфен Интел», решение Кремля о вводе нескольких эскадрилий российской штурмовой авиации и бомбардировщиков в Сирии и начале бомбардировок сил «ИГИЛ» и сирийской оппозиции, помимо военных целей имеет, прежде всего, политическую цель — ослабить международную изоляцию России после аннексии Крыма и оккупации части Донбасса.
После вторжения сотен тысяч сирийских беженцев на территорию европейских стран, мировое сообщество воочию осознало все негативные последствия сирийского кризиса и террористической деятельности «ИГИЛ». И здесь В. Путин решил помочь европейцам «избавиться от этого кошмара», отправив подразделения Воздушно-космических сил РФ в Сирию для нанесения авиаударов по позициям «ИГИЛ».
Во время встречи с президентом США Б. Обамой на полях Генеральной ассамблеи ООН 28 сентября В. Путин пытался уговорить его создать новую коалицию против «ИГИЛ» во главе с США и РФ. Если бы В. Путину удалось это сделать, то это бы означало начало выхода России из изоляции. Ведь две великие державы «в духе антигитлеровской коалиции» совместно спасают не только страны Ближнего Востока, но практически весь мир от угрозы террористического исламистского интернационала невиданного ранее масштаба. Однако тогда В. Путину это не удалось и уже 30 сентября Россия начала осуществлять свои боевые операции в Сирии самостоятельно.
Как мог Б. Обама согласиться на предложение В. Путина сотрудничать в борьбе с терроризмом, если в этот же день в своем выступлении с трибуны Генассамблеи он обвинил Россию в «аннексии Крыма и агрессии на востоке Украины»? А на следующий день президент П. Порошенко в своем выступлении задал Кремлю совсем не риторический вопрос: «Как вы можете призывать к антитеррористической борьбе, если вы сами поддерживаете терроризм прямо у ваших дверей»? И это услышал весь мир.
Вторую попытку уговорить президента Б. Обаму создать новую коалицию под эгидой США и РФ В. Путин предпринял 15 ноября во время получасовой неформальной беседы с Б. Обамой в кулуарах саммита G-20 в турецкой Анталье. Однако, похоже, и эта попытка не удалась. Речь может идти только о координации и взаимодействии на тактическом уровне. В начале октября в ходе переговоров была достигнута договоренность о проведении прямых контактов между военными двух стран, чтобы избежать возможных столкновений в ходе будущих военных операций США и РФ в Сирии.
Решение Кремля о вводе российского военного контингента на территорию Сирии официально объяснялось намерением РФ принять участие в борьбе против «ИГИЛ», в которой до этого уже на протяжении года принимали участие авиационные подразделения США, Великобритании и Франции при преимущественно моральной поддержке десятков стран-участниц антитеррористической коалиции.
Но, как показали дальнейшие действия российской авиации, кроме нанесения ударов по объектам «ИГИЛ», бомбардировке подверглись также позиции «умеренной сирийской оппозиции» с целью оказания помощи сирийским правительственным войскам в освобождении захваченных оппозицией населенных пунктов вблизи г. Алеппо на севере страны, что вызвало возмущение стран-участниц упомянутой коалиции.
Ко всему следует напомнить, что 19 ноября с. г. военные операции России в Сирии признаны мировым сообществом нелегитимными. В этот день Комитет по правам человека Генеральной Ассамблеи ООН, членами которого являются 193 государства, утвердил проект резолюции, поданный Саудовской Аравией, в которой осуждается российско-иранское вторжение в Сирию. Резолюцию одобрили 115 членов ООН, 51 страна «воздержалась», «против» проголосовало 15 членов организации. Фактически, страны-члены ООН подавляющим большинством голосов осудили Москву за спецоперацию на Ближнем Востоке. Таким образом, авантюра В. Путина в Сирии не только ослабила международную изоляцию России, но ещё больше её усилила. [3]
«Новосирия» вместо «Новороссии»?
Быть русскоязычным не значит, быть пророссийски или пропутински настроенным. Большинство русскоязычного населения Украины является патриотами своей страны |
Как отметил президент П. Порошенко, В. Путин, потерпев крах в создании «Новороссии» на Востоке Украины, попытается создать «Новосирию» для того, чтобы «вернуться в большую политику с черного входа». Действительно, проект создания «Новороссии», который осуществлялся под руководством Кремля, ФСБ и ГРУ ГШ РФ, от Харькова до Одессы, включая Днепропетровскую, Запорожскую, Херсонскую и Николаевскую области, провалился. Согласно исследованиям социологов Вирджинского технологического университета и Университета штата Колорадо, подавляющее большинство населения этих областей проект «Новороссии» не поддержало.[4] В результате «Новороссия» уменшилась до так называемых ДНР и ЛНР.
Ставка Кремля на русскоязычное население не оправдалась. Быть русскоязычным не значит, быть пророссийски или пропутински настроенным. Большинство русскоязычного населения Украины является патриотами своей страны, а не сторонниками пресловутой идеи «русского мира», и это стало неприятным сюрпризом для Кремля. Русский язык -это не только язык Путина, Дугина и Жириновского. Это также язык Л. Толстого, Н. Гоголя, Н. Некрасова, Ф. Достоевского, А. Сахарова, Б. Немцова и многих других действительно великих людей России.
«ДНР» и «ЛНР» занимают приблизительно третью часть Донбасса и около 3 % территории Украины. Вместе с Крымом оккупированная Россией часть Украины составляет 9 % и представляет собой плацдарм для дальнейшей российской военной, политической, экономической и информационно-подрывной экспансии против Украины с целью блокирования её европейского вектора развития. Стратегия В. Путина после провала «Новороссии» заключается в том, чтобы внедрить оккупированные районы Донецкой и Луганской областей в политическое и экономическое поле Украины, тем самым создав постоянный источник напряженности, политической и экономической дестабилизации. На мой взгляд, мы не должны принимать оккупированные районы Донбасса в состав Украины, если там останутся верховодить сепаратисты и террористы при поддержке Москвы. Эти районы могут вернуться в состав Украины только после демонтажа незаконных «ДНР» и «ЛНР». В противном случае, пусть их содержит Москва и несет ответственность за все, что там будет происходить.
Мы не должны принимать оккупированные районы Донбасса в состав Украины, если там останутся верховодить сепаратисты и террористы при поддержке Москвы |
Похоже, что с целью замораживания существующего статус-кво на Донбассе В. Путин решил сделать паузу в эскалации ситуации в этом регионе и вместо неудавшейся «Новороссии» попытаться создать «Новосирию». В случае успеха этого сомнительного предприятия (спасти режим союзника Б. Асада), путинский режим рассчитывает на новую волну «всенародной» поддержки. На наш взгляд, паузу в расширении территории «ДНР/ЛНР» В. Путин вынужден сделать, по крайней мере, по трем причинам: во-первых, в случае эскалации конфликта поддерживаемые Москвой войска сепаратистов встретят ожесточенное сопротивление украинских ВС, во-вторых, Запад не замедлит усилить санкции и, в-третьих, война с Украиной все меньше пользуется поддержкой российских граждан.
Согласно опросам «Левада-Центра», проведенного в августе 2015 г., следует, что против ввода российских войск в Украину высказались 72 % опрошенных, 20 % — «за», 8 % — воздержались. Большинство опрошенных выступает за дипломатическую (88 %) либо гуманитарную (84%) поддержку «ДНР» и «ЛНР». За военно-техническую поддержку этих квазигосударственных образований выступают 50 % россиян (против 64 % по сравнению с июнем 2014 года). Выросло и число противников помощи оружием: сейчас за это уже 38 % (в июне 2014-го было 25 %). Опрос также фиксирует четкую тенденцию снижения эйфории россиян, возникшей после присоединения Крыма, поскольку люди на себе ощутили рост цен, все чаще связывая это с ситуацией на Донбассе и с присоединением Крыма. [5]
Борьба за место на энергорынках
Энергетическая составляющая лежит в основе подавляющего большинства вооруженных конфликтов современности. И сирийский конфликт не является исключением. Немаловажным мотивом сирийской авантюры В. Путина является попытка хотя бы остановить падение цен на нефть на мировом рынке, которое губительно влияет на российскую экономику. Резкое снижение цен на нефть, организованное основными союзниками США в регионе — Саудовской Аравией, ОАЭ, Катаром и Кувейтом, подрывает российскую экономику, преимущественно ориентированную на экспорт энергоносителей.
По мнению многих экспертов, Москва решилась на проведение военных операций не только для того, чтобы поддержать режим Б. Асада, но и для того, чтобы обострить ситуацию на Ближнем Востоке и тем самым вызвать повышение цены на нефть. В Москве прогнозируют, что Саудовская Аравия и их союзники будут вынуждены увеличить финансирование сирийской оппозиции и для этого им придется повысить цены на нефть, чтобы получить дополнительные средства. К тому же расчет Кремля основан на том, что низкие цены на нефть наносят ущерб не только России, но и Саудовской Аравии. Действительно, низкие цены на нефть «съедают» бюджет страны так же как и в России. В настоящее время дефицит бюджета КСА составляет более 20 % от ВВП, что вынудило Эр-Рияд привлечь 70 млрд долл. иностранных кредитов и выпустить гособлигации на сумму 27 млрд. долл. Международный валютный фонд прогнозирует полное исчерпание резервного фонда КСА (около 650 млрд долл.) через пять лет, если цены на нефть останутся на уровне 50 долл. за баррель.
Некоторые эксперты полагают, что исходом «нефтяной войны», если она продлится еще год, может быть падение правящих режимов как в Москве, так и в Эр-Рияде. Все это привело к тому, что в последнее время саудовский король Салман бен Абдель Азиз открыто критикуется другими претендентами на престол.
В рамках саммита G-20 В. Путин встретился с королем Салманом за закрытыми дверьми. Отметим, что за последние 4 месяца тридцатилетний сын короля Салмана министр обороны КСА и второй в очереди на престол Мухаммед бин Салман дважды посетил Москву, где встречался с В. Путиным. В ходе этих встреч достигнута договоренность о визите в Москву до конца года короля Салмана. К визиту саудовского короля готовится пакет соглашений о поставке Саудовской Аравии российских вооружений и военной техники на сумму до 10 млрд долл. Однако следует отметить, что за прошедшие 20 лет саудиты несколько раз вели переговоры в Москве о закупках в России крупных партий вооружений, но они так и не были реализованы. Эти переговоры в основном имели политический подтекст, чтобы оказать давление на Вашингтон и Тегеран. Не исключено, что так будет и на этот раз. Кроме того, продукция российского ВПК никак не совместима с западной военной техникой, поставляемой на протяжении многих десятилетий в КСА.
Ведя очередные переговоры в Москве о закупках российских вооружений, саудиты в то же время ведут ценовую войну с московитами в Европе, предлагая европейцам большие скидки с целью расширения своей доли на европейском нефтяном рынке. Таким образом, саудиты стремятся заставить Москву поумерить свои геополитические амбиции в зоне интересов Саудии на Ближнем Востоке.
Следует отметить, что Сирия также имеет значительные собственные энергоресурсы. До начала гражданской войны в 2011 году Сирия обеспечивала свои потребности в нефти и газе за счет собственных месторождений. (По данным CIA-World-Factbook, по состоянию на 1 января 2015 г. запасы нефти в Сирии составляли — 2,5 млрд баррелей, а запасы газа — 240,7 млрд куб. м). Однако в результате гражданской войны уровень добычи нефти и газа значительно снизился и составляет не боле 25 % от довоенного уровня. В настоящее время «ИГИЛ» контролирует основные нефтяные месторождения страны, главным образом в районе Дейр-аз-Зор.
Согласно оценкам Геологической службы США (US Geological Survey) в восточной части Средиземного моря (Левантийском бассейне) находится около 1,7 млрд баррелей нефти и около 4 трлн куб. м природного газа. При этом значительная часть этих месторождений расположена на средиземноморском шельфе Сирии. В декабре 2013 г. Министерство нефти и минеральных ресурсов Сирии подписало с российско-белорусской компанией «Союзнефтегаз» соглашение на проведение геологоразведочных работ на сирийском шельфе общей площадью свыше 2 тыс. кв. км.
Поддерживая режим Б. Асада, Россия пытается любой ценой сохранить свое присутствие в Сирии еще и потому, чтобы не допустить прокладки давно запланированного катарского газопровода через территорию Сирии в Европу. Как известно, маленький Катар занимает третье место в мире по запасам газа (25.2 трлн м³) и второе место после России (203,9 млрд м³) по его экспорту (94,9 млрд м³). Однако режим Б. Асада стал главным препятствием на пути реализации проекта строительства газопровода Катар-Саудовская Аравия-Иордания-Сирия-Турция-Южная и Центральная Европа, что позволило бы катарцам нанести удар по «Газпрому» путем резкого увеличения поставок дешевого катарского газа в Европу. Таким образом, поддержка Катаром сирийской вооружённой оппозиции в значительной степени объясняется тем, что Доха давно стремится выйти на внутренний газовый рынок ЕС и стать стратегическим поставщиком топлива европейским странам, которые давно хотят уменьшить газовую зависимость от России.
Если в политическом плане Россия и Иран являются союзниками Б. Асада, то в сфере энергетики им, скорее всего, не избежать конкуренции. Иранские запасы нефти (151,2 млрд брл.) превышают российские (60 млрд брл.) почти в 2,5 раза, а по запасам газа (33,07 трлн м³) Иран занимает второе место после России (47,57 трлн м³). После недавнего снятия международных санкций Иран также планирует проложить свои нефте- и газопроводы через территории Сирии и Турции в Европу. Так, в ноябре 2012 г. Иран начал строительство своей части газопровода Иран-Ирак-Сирия-Европа, но оно прекратилось из-за нестабильной ситуации в Сирии и Ираке. В 2013 г. планировалось начать строительство газопровода IGAT-9 через территорию Турции и далее в южные страны Европы, но под воздействием санкций и эмбарго Иран был вынужден законсервировать и это строительство. Однако скоро Иран вернется к реализации своих планов поставок энергоносителей в Европу, где вынужден будет потеснить российские нефтегазовые компании.
Продолжение следует...
[1] Страны Леванта, по-арабски — Биляд аш-Шам, включающие Сирию, Ливан, Израиль, Иорданию и Палестину.
[2] Путин заранее знал о терактах в Париже через своих агентов в «ИГИЛ» // http://newsader.com/
[3] В ООН приняли резолюцию, осуждающую Россию за агрессию в Сирии //http://focus.ua/
[4] WP: Проект "Новороссия" провалился из-за жителей Юго-Востока Украины // http://www.rosbalt.ru/
[5] Наивность или дебильность? Что в голове у россиян... // http://censoru.net/